Дело № 67RS0003-01-2020-004259-05
Производство № 2-2841/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Самошенковой Е.А.,
при секретаре: Артамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ФИО1, Ивановой ФИО2 к СМУП «ВЦ ЖКХ», СМУП «Горводоканал», ООО «Смоленские коммунальные системы» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Иванова О.В., Иванова Е.П. обратились в суд с иском к СМУП «ВЦ ЖКХ», СМУП «Горводоканал», ООО «Смоленские коммунальные системы», МУП «Смолесктеплосеть» о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование требований указав, что они являются нанимателями квартиры по адресу: <адрес> На лицевом счете, открытом по указанному адресу, имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Не согласившись с её размером, 23.07.2020 истцы посредством электронной почты обратились к ответчикам с заявлением о списании нереальной ко взысканию дебиторской задолженности за коммунальные услуги и пени, образовавшейся за период до 26.07.2017. Поскольку в установленный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» срок ответ на заявление предоставлен не был, просят суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, причиненного нарушением их прав как потребителей, в размере 20 000 руб. в пользу каждого истца.
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15.12.2020 принять отказ представителя истцов от исковых требований к МУП «Смоленсктеплосеть» о взыскании морального вреда, производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
Представитель истцов Ивановой О.В. и Ивановой Е.П. - Романков В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно отметил, что исходя из смысла Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в платежном документе указываются сведения о задолженности за периоды, по которым не истек срок исковой давности (п. 32). Требование о списании задолженности по срокам исковой давности содержится также в п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34 н.. Исходя из вышесказанного полагает, что отражение на балансе ответчиков дебеторской задолженности, которая является нереальной для взыскания, с учетом пропуска сроков исковой давности, искажает информацию для пользователей бухгалтерской отчётности и нарушает требования бухгалтерского законодательства. Ссылаясь на пп. «д» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» полагает, что ответ на обращение потребителей по обозначенному вопросу, с учетом несогласования иного срока, должен быть дан немедленно.
Представитель ответчика СМУП «ВЦ ЖКХ» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании Гридин А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по изложенным в отзыве основаниям. Дополнительно отметил, что СМУП «ВЦ ЖКХ» не является управляющей компанией, коммунальных услуг потребителям не предоставляет, следовательно, к возникшим правоотношениям Закон «О защите прав потребителей», а также Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, на которое ссылаются истцы, не применимы. Ответ был предоставлен истцам в 30-дневный срок, их права не нарушены. Дополнительно обосновывая несостоятельность ссылки истцов на положения п.п. «д» п. 31 Постановления № 354, указывает, что такое понятие как «незамедлительно» не означает исполнение в минуту, час и день обращения, а означает разумный срок (п. 11 в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 10, от 17.01.1997 № 2, от 21.11.2000 № 32). В удовлетворении иска просил отказать.
Представитель ответчика СМУП «Горводоканал» Мельников Г.А. исковые требования не признал, ссылаясь на возражения и дополнение к ним, из которых следует, что действующее законодательство предусматривает общий и специальные сроки рассмотрения требований потребителя. При этом, специальный срок для рассмотрения обозначенного в рамках настоящего гражданского дела вопроса, касающегося исключительной компетенции предприятия в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности, законом прямо не урегулирован, следовательно, на основании части 1 ГК РФ, устанавливающей общие положения о сроках рассмотрения требований контрагентов, а также Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», положения которого возможно применить к сложившимся правоотношениям по аналогии закона, претензионный срок не может превышать 30 календарных дней. Поскольку ответ заявителю был дан в обозначенный срок, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
ООО «Смоленские коммунальные системы» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Судом установлено, что истцы являются нанимателями квартиры по адресу: <адрес>
Начисление платы за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги в названном доме, в том числе и за содержание и ремонт, «холодное водоснабжение» и «водоотведение» на основании агентских договоров, заключенных с ОАО «Жилищник», СМУП «Горводоканал» осуществляет СМУП «ВЦ ЖКХ».
23.07.2020 в нерабочее время Иванова О.В., Иванова Е.П. посредством электронной почты обратились в СМУП «ВЦ ЖКХ», СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть», ООО «Смоленские коммунальные системы» с заявлением о списании нереальной ко взысканию дебиторской задолженности.
31.07.2020 МУП «Смоленсктеплосеть» был дан ответ на обращение.
13.08.2020 СМУП «ВЦ ЖКХ» был дан ответ на обращение.
Ответ СМУП «Горводоканал» датирован 24.08.2020.
ООО «Смоленские коммунальные системы» заявление оставило без удовлетворения.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».
Таким образом, 30 дней - это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется.
Однако, сроки рассмотрения обращений потребителей так же урегулированы законом, и утверждены несколькими нормативными правовыми актами, в числе которых:
-Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее - Правила 354);
-Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N416 (далее-Правила416);
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491);
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Приведенные нормативными правовыми актами устанавливают различные сроки рассмотрения обращений граждан в зависимости от содержимого этих обращений.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан осуществлять рассмотрение обращений собственников и нанимателей жилых помещений и иных потребителей жилищно - коммунальных услуг и направлять ответы и выполнять требования по следующим обращениям в следующие сроки:
1) запрос о перечне, объемах, качестве, периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию жилого помещения - не позднее пяти рабочих дней с даты обращения (пп. «а» п. 40 Правил 491);
2) требование проверки правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты за коммунальные услуги, заявленное на личном приеме - немедленно (пп. «д» п. 31 Правил 354). По результатам проверки Исполнитель обязан выдать заявителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по просьбе заявителя подписью руководителя и печатью Исполнителя;3) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения - не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ о принятом решении (ч.12 ст.156 ЖК РФ);
4) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги - не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ заявителю (ч.б ст.157 ЖК РФ);
5) заявление о проверке состояния индивидуальных приборов учета, а также распределителей - не более десяти рабочих дней со дня получения заявления (пп. «е(2)» п. 31 Правил 354);
6) обращение об ознакомлении со сведениями о показаниях общедомового прибора учета - в течение одного рабочего дня со дня обращения (пп. «е» п. 31 Правил 354);
7) запрос сведений о показаниях общедомовых приборов учета за период не более трех лет - не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз. 4 п. 34 Правил 416);
8) жалоба на качество коммунальных услуг - в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (пп. «к» п. 31 Правил 354);
9) запросы информации за запрашиваемые расчетные периоды о помесячных объемах потребления коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета; о суммарных объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях дома; об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг - не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз.З п.34 Правил 416, пп.«р» п.31 Правил 354);
10) запрос о предоставлении копии Акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника/пользователя помещения МКД, общему имуществу собственников (описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен) - не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.5 п.34 Правил 416);
11) запрос о предоставлении копии Акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг/выполнении работ по содержанию общего имущества, составленного в соответствии с Правилами 491 - не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.6 п.34 Правил 416);
12) запросы любой информации, размещенной управляющей организацией на вывесках, досках объявлений в многоквартирном доме, на стендах в помещениях управляющей организации (в том числе: наименование (фирменное наименование) УО; номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию; адрес местонахождения УО и ее представительства; режим работы, информация о днях и часах приема,; адрес официального сайта в Интернете (при наличии); адрес официального сайта ГИС ЖКХ; контактные телефоны УО, ее представительства, адрес электронной почты; контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы; контактные телефоны аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников/нанимателей/пользователей помещений дома; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуальных приборов учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний индивидуальных приборов учета исполнителю коммунальных услуг; информация об органе Государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общих собраний собственников (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества; сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений в случае принятия в субъекте РФ такого решения; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования) - не позднее дня, следующего за днем получения запроса (абз.2 п. 34 Правил 416);
13) запрос о предоставлении копии Акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правил 354 - не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз. 7 п. 34 Правил 416);
14) требования собственника об уменьшении стоимости выполненных работ (заявление о перерасчете), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора - в течение десяти дней со дня получения запроса (Статья 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»);
15) обращение собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме - реестр предоставляется в течение 5 дней с момента получения обращения (часть 3.1 статьи 45 ЖК РФ);
16) срок ответа на прочие запросы (обращения) собственников или пользователей помещений в МКД составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (обращения) (п.36 Правил 416);
17) ответ на запросы (обращения) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в МКД, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). УО/ТСЖ/ЖСК может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (п.37 Правил 416).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу п.п. «г» п. 149 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
При этом, по убеждению суда, ссылка представителя СМУП «Горводоканал» на возможность применения Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по аналогии закона, а также общих положений первой части Гражданского кодекса РФ для восполнения пробела в праве, несостоятельна, поскольку правовая коллизия, при наличии специальной нормы права, коей является в данном случае пп. «д» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, равно как и пробел в праве, в рассматриваемом случае отсутствуют, а, следовательно, отсутствуют основания для применения аналогии закона либо аналогии права.
То обстоятельство, что СМУП «ВЦ ЖКХ» действует на основании агентского договора с поставщиком услуг, не означает невозможности в данном случае исходить из положений законодательства о защите прав потребителей, так как производство расчетов и направление платежных документов нанимателям и собственникам и, соответственно, предоставление информации, неразрывно связано с правом потребителя на получение информации об услуге (ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»)
Согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» по сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).
Поскольку, в нарушение вышеназванных норм права, ответчики несвоевременно предоставили истцам информацию, которую должны были предоставить в срок не более 10 дней, с учетом ранее приведенных нормативно правовых актов, так как иной срок с потребителем не согласовали (пп. «д» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), в соответствии с положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», с них подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой суд определяет в сумме по 200 руб. каждому с учетом требований разумности и справедливости и руководствуясь вышеприведенными нормами права.
Исходя из положений ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, разъяснений, содержащихся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», также подлежит взысканию с ответчика в пользу истцов штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере по 100 руб. каждому.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина, от уплаты которой, в силу ч.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.2 ч.2 ст.333.36 НК РФ, истцы были освобождены при подаче искового заявления в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ивановой ФИО1, Ивановой ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с СМУП «ВЦ ЖКХ» в пользу Ивановой ФИО1 в счет компенсации морального вреда 200 руб., штраф в размере 100 руб., в пользу Ивановой ФИО2 в счет компенсации морального вреда 200 руб., штраф в размере 100 руб.
Взыскать с СМУП «Горводоканал» в пользу Ивановой ФИО1 в счет компенсации морального вреда 200 руб., штраф в размере 100 руб., в пользу Ивановой ФИО2 в счет компенсации морального вреда 200 руб., штраф в размере 100 руб.
Взыскать с ООО «Смоленские коммунальные системы» в пользу Ивановой ФИО1 в счет компенсации морального вреда 200 руб., штраф в размере 100 руб., в пользу Ивановой ФИО2 в счет компенсации морального вреда 200 руб., штраф в размере 100 руб.
Взыскать с СМУП «ВЦ ЖКХ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Взыскать с СМУП «Горводоканал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Взыскать с ООО «Смоленские коммунальные системы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Самошенкова