ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск, *** 22апреля 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Мосов Дмитрий Олегович, с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – Толмачева Д.В., его защитника – адвоката Ивановой Т.А., инспектора ОИАЗ *** Л., присекретаре судебного заседания Цезаревой Н.М., рассмотрев материалы дела *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Толмачева Д.В., <...>,
УСТАНОВИЛ:
20 апреля 2021 г. в МУ МВД России «Иркутское» поступило заявление от начальника *** Е. о выявлении в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети факта агитации за участие в публичном мероприятии-митинге, запланированном на 21.04.2021г. в 19:00 часов на площади перед зданием ***, уведомление о проведении такого публичногомероприятия в администрацию г. Иркутска не подавалось, зарегистрированное в КУСП *** в МУ МВД России «Иркутское».
21 апреля 2021 года в ОП*** МУ МВД России «Иркутское» поступило телефонное сообщение о том, что по адресу г. Иркутск, ***, около здания *** проводится несогласованное публичное мероприятие в виде митинга, зарегистрированное в КУСП *** ОП*** МУ МВД России «Иркутское».
На странице в сети «Инстаграмм» в группе *** 13.04.2021г. размещено видео на котором выступает мужчина одетый в кофту темного цвета с принтом в виде надписи и изображения, в головном уборе - берете темного цвета со значком в виде звезды, видео называется <...>На видео указанный мужчина говорит речь «Добрый день! меня зовут Толмачев Д.В., я *** предприниматель. У. снял занавес с сегодняшнего путинского режима. У нас в России нет гаранта Конституции, нет законов, нет судов. Я, как гражданин требую немедленно освободить У., а также всех политзаключенных. Отвязаться от фонда борьбы с коррупцией, потому что это та организация, которая открывает нам, гражданам глаза. Свободу У. под данным видео имеется надпись *** присоединяется к компании *** и требует его немедленного освобождения. Присоединяйтесь и вы по ссылке в профиле. В ходе проведения проверки данный гражданин был установлен как Толмачев Д.В., <...>
21 апреля 2021 года в 19:00 часов по адресу г. Иркутск, ***, было организованно и проведено публичное мероприятие в виде митинга с 19:00 часов до 19:30 часов и с 19:30 часов до 19:50 часов в виде шествия по маршруту от ***, г. Иркутска, до ***, г. Иркутска, с 19:50 часов до 20:15 минут митинг около скульптуры *** с 20:15 часов до 20:40 часов в виде шествия. На данном публичном мероприятии участвовало более 500 человек.
Проводил вышеуказанное публичное мероприятие Толмачев Д.В., а именно: Толмачев Д.В., стоя в толпе граждан, выкрикивал фразу *** которые повторяли присутствующие граждане, ***, при этом в руках гр. Толмачев Д.В. держал плакат с надписью *** после выкриков гр. Толмачева Д.В. толпа также начинает выкрикивать лозунг *** Далее Толмачев Д.В. в составе толпы граждан направился по ***, г. Иркутска в сторону ***, г. Иркутска, и возле памятника *** продолжил выкрикивать лозунги, а так же обращался к гражданам со словами <...> после чего гр. Толмачев Д.В. продолжил выкрикивать лозунги различного содержания *** «Одно решение сопротивление», *** данные лозунги за гр. Толмачевым Д.В. повторяли присутствующие граждане.
Таким образом, 21 апреля 2021 года гр. Толмачев Д.В. с 19:50 часов до 20:15 минут около скульптуры *** провел митинг без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, чем нарушил требования п.1 части 4 статьи 5, статьи 7 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Толмачев Д.В. вину в совершении данного правонарушения не признал, пояснил, что он реализовал свое конституционное право на свободу собраний и свободу слова.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина Толмачева Д.В. в совершении правонарушения при изложенных выше обстоятельствах нашла свое подтверждение достаточной совокупностью достоверных доказательств, исследованных в судебном заседании.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за организацию и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирования - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Порядок уведомления о проведении публичного мероприятия регламентирован статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно названной статье уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1).
При этом публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, с целью свободного выражения и формирования мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на странице в сети *** в акаунте *** в Иркутске» 13.04.2021г. размещено видео на котором выступает мужчина одетый в кофту темного цвета с принтом в виде надписи и изображения, в головном уборе берете темного цвета со значком в виде звезды, видео называется ***, на видео указанный мужчина говорит речь «Добрый день! меня зовут Толмачев Д.В., я *** предприниматель. У. снял занавес с сегодняшнего путинского режима. У нас в России нет гаранта Конституции, нет законов, нет судов. Я, как гражданин требую немедленно освободить У. а также всех политзаключенных. Отвязаться от фонда борьбы с коррупцией, потому что это та организация, которая открывает нам, гражданам глаза. *** под данным видео имеется надпись *** Толмачев Д.В. присоединяется к компании *** и требует его немедленного освобождения.
21 апреля 2021 года в 19:00 часов по адресу г. Иркутск, ***, было организованно и проведено публичное мероприятие в виде митинга с 19:00 часов до 19:30 часов и с 19:30 часов до 19:50 часов в виде шествия по маршруту от ***, г. Иркутска, до ***, г. Иркутска, с 19:50 часов до 20:15 минут митинг около скульптуры *** с 20:15 часов до 20:40 часов в виде шествия. На данном публичном мероприятии участвовало более 500 человек.
Согласно видеозаписи, исследованной в судебном заседании в полном объеме, 22 апреля 2021 года гр. Толмачев Д.В. проводил вышеуказанное публичное мероприятие, а именно: на 00:08 секунде на видео видно как гр. Толмачев Д.В. стоит в толпе граждан и выкрикивает фразу *** на 00:59 секунде гр. Толмачев Д.В. выкрикивает фразу *** после чего все присутствующие граждане также начинают выкрикивать данную фразу. С 02:00 минут по 02:47 минуты на видео видно представителя администрации г. Иркутска Н., который с помощью звукоусиливающего устройства уведомил всех лиц, присутствующих на месте, в том числе и гр. Толмачева Д.В. о том, что в проводимом присутствующими гражданами мероприятии содержаться признаки публичного мероприятия, несогласованного в установленном порядке с органами местного самоуправления, и за проведение несогласованного публичного мероприятия предусмотрена административная ответственность.На 03:28 минуте на видео видено гр. Толмачева Д.В., который направляется в составе толпы граждан по ***, г. Иркутска в сторону ***, г. Иркутска. На 04:10 минуте около памятника *** на ***, г. Иркутска, видно как стоит толпа граждан, в центре которой гр. Толмачева Д.В. который начинает выкрикивать лозунг «*** при этом в руках гр. Толмачев Д.В. держит плакат с надписью *** после выкриков гр. Толмачева Д.В. толпа также начинает выкрикивать лозунг *** На 09:12 минуте на видео видно представителя администрации г. Иркутска Н., который с помощью звукоусиливающего устройства уведомил всех лиц, присутствующих на месте, в том числе и гр. Толмачева Д.В. о том, что в проводимом присутствующими гражданами мероприятии содержаться признаки публичного мероприятия, несогласованного в установленном порядке с органами местного самоуправления, за проведение несогласованного публичного мероприятия предусмотрена административная ответственность. На 10:33 минуте на видео видено как гр. Толмачев Д.В. стоит в центре толпы граждан с плакатом в руках *** и говорит присутствующим «*** после чего до конца видео гр. Толмачев Д.В. продолжает выкрикивать лозунги различного содержания *** *** данные лозунги за гр. Толмачевым Д.В. повторяют присутствующие граждане.
Указанные обстоятельства подтверждены рапортом старшего инспектора ОИАЗ *** Л., актом осмотра интернет-ресурса от 22 апреля 2021 года, ответом Управления реализации общественных инициатив администрации г. Иркутска от 22.04.2021 г. о том, что уведомление о проведении массового мероприятия 21.04.2021 г. не подавалось, актом осмотра видеозаписи от 22.04.2021, видеозаписью на диске ДВД, исследованной в судебном заседании.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся, в том числе оповещение возможных участников публичного мероприятия о проведении публичного мероприятия; проведение предварительной агитации, другие действия, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия. При этом организатор публичного мероприятия имеет право проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия только после согласования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 указанного Федерального закона, а так жепроводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Исследовав, материалы дела, судья приходит к выводу, что Толмачев Д.В. в нарушение приведенных выше требований организовал публичное мероприятие в форме митинга без подачи уведомления о проведении такого публичного мероприятия, что выразилось в предварительной агитации в сети Интернет и непосредственном проведении указанного мероприятия.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "***
Частью 3 ст. 17 Конституции РФ установлено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, составление протокола об административном правонарушении в отношении Толмачева Д.В. за проведение публичного мероприятия в форме митинга, проводимого в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении прав Толмачева Д.В. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Вина Толмачева Д.В. нашла свое полное подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, приведенными выше.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом КоАП РФ не предусматривает необходимость проведения какой-либо проверки по сообщению об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, последующие действия, направленные на собирание доказательств, не влекут признание протокола об административном правонарушении и иных собранных доказательств недопустимыми.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, представленные доказательства суд находит относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку они получены в соответствии требованиями КоАП РФ, не противоречивы, последовательны и в совокупности достаточны для разрешения дела по существу.
Доводы защитника о составлении протокола ненадлежащим должностным лицом ввиду отсутствия сведений о поручении проведения проверки, суд находит не обоснованными, поскольку согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», сотрудники полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Протокол составлен инспектором отдела ИАЗ *** Л., являющейся в силу названных требований закона должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что Толмачев Д.В. организовал и провел публичное мероприятие в форме митинга, не подавая при этом уведомление о таком мероприятии в установленном порядке, осознавая, что организация такого мероприятия противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, т.е. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поэтому его следует признать виновным в совершении этого правонарушения.
Административное правонарушение было выявлено старшим инспектором отдела ИАЗ *** Л.по адресу: г. Иркутск, ***, то есть на территории Ленинского района г. Иркутска, чем и обусловлена подсудность дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1.2 ст. 29.5 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, судья не усматривает.
Обстоятельством, смягчающим наказание Толмачеву Д.В. суд признает наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Толмачева Д.В., не имеется.
При решении вопроса о мере наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и назначает ему наказание в виде административного ареста, поскольку данный вид наказания, по мнению суда, будет соразмерным содеянному и предотвратит совершение Толмачевым Д.В. новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Толмачева Д.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного ареста сроком на 9 (девять) суток.
Зачесть в срок наказания административное задержание Толмачева Д.В. с 23 часов 25 минут 21.04.2021 г.
Постановление в части административного ареста подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня вручения его копии.
Судья Д.О. Мосов