Решение по делу № 33-9900/2016 от 13.07.2016

Судья: Чертыковцева Л.М.                                            гр. дело № 33-9900/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2016 года                                         г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Елистратовой Е.В.,

судей Самчелеевой И.А., Толмосовой А.А.,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Кастаргиной В.И. к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение с апелляционной жалобой администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20 мая 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Кастаргиной В.И. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Кастаргиной В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель-Черкасского района, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, отвечающее санитарным и техническим требованиям».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., заключение прокурора Кушнирчук А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Кастаргиной В.И. обратился в суд с иском к администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области об обязании предоставить Кастаргиной В.И., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель-Черкасского района, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Требования мотивированы тем, что Кастаргина В.И. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено.

Определением суда от 20.04.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области – Коновалова Н.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела по доводам жалобы и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На апелляционную жалобу прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области поданы письменные возражения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, с ходатайством об отложении разбирательства дела и/или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались.

Исходя из положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Участвующий по делу прокурор Кушнирчук А.И., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 указанной статьи Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от 29.02.2012 г.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 20.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 20.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (в ред. от 29.12.2012) предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

В соответствии со п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Как установлено судом, Кастаргина В.И., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является сиротой, оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи со смертью ее матери – ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ. Отец Кастаргиной В.И. юридически не значится.

На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области от 19.03.2014 Кастаргина В.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

За Кастаргиной В.И. право собственности на жилое помещение на территории Самарской области не зарегистрировано, что подтверждается материалами дела.

До настоящего времени, жилое помещение Кастаргиной В.И. органами местного самоуправления не представлено. Доказательств того, что Кастаргина В.И., будучи ребенком, оставшимся без попечения родителей, обеспечена жилым помещением либо воспользовалась правом на получение социальной выплаты до внесения изменений в соответствующий закон, является нанимателем жилого помещения, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия указывает на следующее. Приняв Кастаргину В.И. на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения от 19.03.2014 , администрация м.р. Кинель-Черкасский Самарской области, тем самым подтвердила право Кастаргиной В.И. на меры социальной поддержки, предоставляемые данной категории граждан. При этом отсутствие специализированного жилищного фонда или денежных средств у муниципального образования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку Кастаргина В.И. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, меры, предпринятые государством в связи с обеспечением данной категории граждан жилыми помещениями, должны восприниматься как меры, направленные на их защиту.

Поскольку Кастаргина В.И. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением, суд пришел к выводу, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 29.02.2012).

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора о необходимости возложения на администрацию м.р. Кинель-ЧеркасскийСамарской области обязанности, предоставить Кастаргиной В.И. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Кастаргиной В.И. жилого помещения, а также, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в соответствии с очередностью, формируемой по дате подачи заявления, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.

В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению Кастаргиной В.И. специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.

Право на предоставление жилого помещения Кастаргиной В.И. до настоящего времени не реализовано, в связи с чем, прокурор района обратился за защитой прав лица в судебном порядке.

Кроме того, заявителем жалобы не учтено то обстоятельство, что оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для Кастаргиной В.И. Право на предоставление ей жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.

Довод заявителя о том, что при предоставлении жилого помещения истцу вне очереди будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий. Указанная категория лиц имеет право на незамедлительное получение специализированного жилого помещения.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9900/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Кастаргиной Виктории Ивановны
Кастаргина В.И.
Ответчики
Администрация м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
03.08.2016Судебное заседание
12.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее