Решение по делу № 66а-5339/2021 от 29.11.2021

36OS0000-01-2020-000590-40

Дело №66а-5339/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                      15 декабря 2021 года

Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Кольцюка В. М., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело №3а-216/2021 по частной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на определение Воронежского областного суда от 22 сентября 2021 года о взыскании судебных расходов

установил:

определением Воронежского областного суда от 22 сентября 2021 года удовлетворено заявление ФИО5 В.Б. о взыскании судебных расходов, с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиал, Кадастровая палата) в ее пользу взысканы судебные расходы в размере 171 406 рублей.

В частной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просит отменить определение суда от 22 сентября 2021 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов частной жалобы указано, что ФГБУ «ФКП Росреестра» как и его Филиалы не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а является лишь органом, осуществляющим функции по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514. Удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые Кадастровой палатой при определении кадастровой стоимости, утверждаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Действия органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости административным истцом не оспаривались, ошибки при проведении расчетов кадастровой стоимости названным органом допущено не было. Возмещение судебных расходов не должно обуславливаться самим по себе процессуальным статусом ФГБУ «ФКП Росреестра», его Филиала.

Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела ФИО5 В.Б. обратилась в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, предъявленным к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области, в котором просила установить кадастровую стоимость принадлежащих на праве собственности земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что утвержденная актами об определении кадастровой стоимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию 14 марта 2019 года в размере <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию 1 июня 2020 года в размере <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию 29 мая 2020 года в размере <данные изъяты> рублей необоснованно завышена и не соответствует их действительной рыночной стоимости, определенной подготовленными оценщиком <данные изъяты> отчетами об оценке от 22 декабря 2020 года , , , согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на дату государственной кадастровой оценки составляла: с кадастровым номером <данные изъяты> рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> рублей.

В целях проверки достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением суда от 2 февраля 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», по результатам которой суду представлено заключение эксперта от 24 марта 2021 года .

Решением Воронежского областного суда от 14 апреля 2021 года административный иск удовлетворен, судом установлена кадастровая стоимость равной рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером по состоянию 14 марта 2019 года в размере 772 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию 1 июня 2020 года в размере 965 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию 29 мая 2020 года в размере 1 158 000 рублей, согласно заключению судебной экспертизы от 24 марта 2021 года .

Решение суда не оспорено и вступило в законную силу 15 мая 2021 года.

18 августа 2021 года ФИО5 В. Б. обратилась в суд с заявлением о взыскании понесенных в связи с рассмотрением указанного административного дела судебных расходов: по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, отчета об оценке в сумме <данные изъяты> рублей, судебной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.

Как усматривается из обжалуемого судебного акта и административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости ввиду того, что административный иск удовлетворен, а оспариваемая кадастровая стоимость всех трех земельных участков более чем в два раза превышает установленную судом их рыночную стоимость, что может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года №20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н. Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», вопрос о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должен рассматриваться с учетом того, укладывается ли допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, что в противном случае свидетельствует об ошибке, приводящей вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года №1555-О разъяснено, что нарушение прав лица суд может установить, как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.

Из изложенного следует, что в случае, если кадастровая стоимость настолько превышает рыночную, что это может означать ошибку в методике её определения или при применении методики, судебные расходы взыскиваются в пользу административного истца.

Частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым статьей 106 названного Кодекса также отнесены расходы на оплату услуг представителей и иные признанные судом необходимыми расходы.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 приведенного Кодекса.

Приняв во внимание, что административный иск удовлетворен, а оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ; ; превышает установленную судом их рыночную стоимость на 76,04%, что может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о возмещении судебных расходов.

Доказательств отсутствия ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, административный ответчик, в нарушение положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представил.

Как усматривается из обжалуемого судебного акта и административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», как с органа, утвердившего кадастровую стоимость спорных объектов.

    В пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

    В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

    Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».

    Согласно представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области суду первой инстанции отзыву на административное исковое заявление и актам определения кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и определена Филиалом в порядке пункта 18 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена Филиалом в порядке пункта 24 указанного приказа от 24 сентября 2018 года №514.

    Применительно к ранее не учтенным объектам недвижимости либо в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, именно ФГБУ «ФКП Росреестра» является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого при наличии на то оснований может быть возложена обязанность возместить судебные расходы.

    При этом само по себе утверждение правительством Воронежской области области значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Воронежской области не опровергает того, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости утверждена не органом, утвердившим удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости, а учреждением, применившим соответствующие удельные показатели.

    По этим же основаниям суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что ФГБУ «ФКП Росреестра» лишь осуществило расчет кадастровой стоимости с использованием утвержденного органом государственной власти удельного показателя кадастровой стоимости. Вопреки указанным доводам данное обстоятельство напротив является подтверждением того, что учреждение, действуя в соответствии с предоставленными ему полномочиями, утвердило оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.

    Обязанность по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления предусмотрена статьей 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Фактическое несение административным истцом расходов по уплате государственной пошлины подтверждается имеющимся в деле чек-ордером от 26 декабря 2020 года.

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагается отчёт, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

    Таким образом, при подаче административного иска предоставление отчета об оценке рыночной стоимости является обязательным.

    Несение ФИО5 В. Б. расходов по оплате отчетов об оценке от 22 декабря 2020 года , , , в размере <данные изъяты> рублей подтверждается имеющимися в деле: договором от 22 декабря 2020 года на оказание оценочных услуг, актом от 22 декабря 2020 года приема-передачи результатом работ по договору от 22 декабря 2020 года на оказание оценочных услуг, чеком ПАО «Сбербанк России» от 22 декабря 2020 года по оплате услуг по договору от 22 декабря 2020 года в размере <данные изъяты> рублей.

    В соответствии с частью 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

    Согласно части 14 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперту производится оплата выполненной работы и компенсация расходов, связанных с проведением экспертизы.

    Суммы, подлежащие выплате экспертам, в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела.

    Расходы административного истца по оплате судебной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей подтверждены представленными счетом от 11 февраля 2021 года и платежным поручением от 11 марта 2021 года.

    Несение административным истцом расходов в размере <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя подтверждается имеющимися в материалах дела: договором на оказание юридических услуг от 25 марта 2020 года, актом приема-сдачи оказанных услуг по договору на оказание юридических услуг №15-Н от 25 марта 2020 года, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 25 марта 2020 года.

    Размер судебных расходов, определенный судом первой инстанции к взысканию с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу административного истца, суд апелляционной инстанции находит правильным, поскольку он подтвержден платежными документами, установлен при правильном применении положений статей 105, 106, 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Таким образом, судом первой инстанции правильно определен надлежащий ответчик, с которого надлежит взыскать судебные расходы и правильно определен размер судебных расходов.

    Обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

    определил:

определение Воронежского областного суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                                                Кольцюк В. М.

66а-5339/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лихачева Вера Борисовна
Ответчики
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ВО
Правительство ВО
Другие
Хаустов Борис Алексеевич
администрация Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области
Управление Росреестра по Воронежской области
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Кольцюк Владимир Михайлович
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
29.11.2021Передача дела судье
15.12.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022Передано в экспедицию
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее