Дело № 3а-319/2020
42OS0000-01-2020-000294-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Злобиной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«03» ноября 2020 года
дело по административному исковому заявлению Карманова Валерия Михайловича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Карманов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Требования, с учетом уточнения (том 1 л.д.169 – 170), мотивированы тем, что он является собственником объекта недвижимости – здания, с кадастровым номером №, площадью 514,1 кв.м., 2 этажа, инвентарный номер: 2572/106, назначение – нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 02 июня 2011 года и составляет 12 773 272,05 руб.
Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ИП ФИО4 № 1-09/20 от 01 сентября 2020 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки на 02 июня 2011 года составляет 1 530 000 руб.
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области - Кузбасса и заинтересованное лицо - администрация Киселевского городского округа своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу представило письменные возражения, в которых указало на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 1 л.д. 72-74).
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области- Кузбассу в письменном возражении указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 1 л.д. 111-114).
Правительство Кемеровской области - Кузбасса в письменном отзыве указало, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 1 л.д. 85-87).
Администрация Киселевского городского округа в письменном возражении указала что, возражает против удовлетворения требований истца, поскольку при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости произойдет уменьшение налогооблагаемой базы, что приведет к снижению доходной части бюджета и повлечет негативные финансовые последствия для местного бюджета. Просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 1 л.д. 93-94).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Абзацем 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, Карманов В.М. является собственником объекта недвижимости – здания, с кадастровым номером №, площадью 514,1 кв.м., 2 этажа, назначение – нежилое здание, наименование: шиномонтажные мастерские, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06 июля 2020 года (том 1 л.д. 9-11).
Из предоставленного кадастрового дела (копия на л.д. 117-143 том 1) следует, что данный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 16 февраля 2011 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08 июля 2020 года (л.д. 8), утвержденная актом от 13 января 2012 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости - 21 февраля 2012 года, определена по состоянию на 02 июня 2011 года, составляет 12 773 272,05 руб.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника недвижимого имущества, являющегося плательщиками налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст. 401, п. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 15 июля 2020 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
Оценивая наличие уважительных причин пропуска установленного законом срока и оснований к его восстановлению, суд исходит из следующего.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по оплате налога на имущество физических лиц определяемого из кадастровой стоимости возникла у физических лиц в отношении объектов налогообложения на территории Кемеровской области с 2016 года, учитывая, что с даты утверждения последних результатов кадастровой стоимости прошло более пяти лет, при этом, в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, полагаясь на которые административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утратили свою силу, срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
Из представленного административным истцом отчета оценщика ИП ФИО4 № 1-09/20 от 01 сентября 2020 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки на 02 июня 2011 года составляет 1 530 000 руб. (том 1 л.д. 171 - 219).
Вышеуказанный отчет не подлежит однозначному толкованию, поскольку оценщиком при определении рыночной стоимости объекта недвижимости в рамках сравнительного подхода не приведены основания отнесения здания к заявленной оценщиком группе капитальности, для установления значения физического износа приняты сведения о состояния объекта на дату его осмотра (2020 год), что существенно повлияло на итоговую рыночную стоимость объекта оценки, в силу чего данный отчет оценщика не может быть принят в качестве доказательства.
В связи с этим определением Кемеровского областного суда от 8 сентября 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза объекта недвижимости (том 1 л.д. 223 - 226).
Согласно заключению эксперта ООО «Оценочное бюро «Актив» №134/20 от 16 октября 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью 514,1 кв.м., 2 этажа, назначение – нежилое здание, наименование: шиномонтажные мастерские, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 02 июня 2011 года составляет 1 839 000 (том 1 л.д. 245-250, том 2 л.д. 1-55).
Оценивая указанное заключение эксперта о рыночной стоимости нежилого здания, суд исходит из того, что оно по своему содержанию соответствует требованиям ч. 2 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит подробное описание и результаты проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, выводы эксперта мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость нежилого здания определена затратным подходом, отказ от сравнительного и доходного подходов обоснован. Этапы определения стоимости объекта оценки затратным подходом экспертом подробно изложены, приведены источники информации на основании которых произведен расчет итоговой величины рыночной стоимости, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
Дата, по состоянию на которую экспертом определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 02 июня 2011 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что представленное заключение эксперта об определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером №, является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости нежилого здания на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании имеющихся в деле доказательств, суд вправе установить рыночную стоимость в ином порядке, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
По данному делу установление кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит на основании экспертного заключения.
Лицами, участвующими в деле, не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, установленной экспертом в заключении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного нежилого здания его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость нежилого здания ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается заключением судебной экспертизы и свидетельствует о нарушении права административного истца оплачивать налог на имущество физических лиц в экономически обоснованном размере.
В соответствии с ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества подлежат удовлетворению в размере его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Карманова Валерия Михайловича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания, с кадастровым номером №, площадью 514,1 кв.м., инвентарный номер: 2572/106, 2 этажа, назначение – нежилое здание, наименование: шиномонтажные мастерские, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 1 839 000 рублей, определенной по состоянию на 02 июня 2011 года.
Дата обращения Карманова Валерия Михайловича в суд с настоящим административным исковым заявлением – 15 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Киклевич С.В.
Мотивированное решение составлено 03 ноября 2020 года.