Решение по делу № 33-10281/2021 от 29.10.2021

Судья Гусев А.В. Дело № 33-10281/2021

2-673/2021

25RS0009-01-2021-001271-17

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2021 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе

председательствующего судьи Шульга С.В.

судей Веригиной И.Н., Ильиных Е.А.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой Светланы Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Приморскому краю о взыскании компенсации при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 12 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. С Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю в пользу Тимофеевой Светланы Сергеевны взыскана сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 115 785,16 рублей, недоначисленная компенсация за неиспользованный отпуск 7 903,44 рублей, недоначисленная сумма компенсации за отпуск в размере 43 534,44 рублей, компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в размере 12 064,51 рублей, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, всего взыскано 184 287,55 рублей.

Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тимофеева С.С. обратилась в суд с иском указав, что с 16.10.2014 проходила государственную службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Приморскому краю (впоследствии реорганизованной путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю) в должности ....

Приказом Межрайонной ИФНС России № 7 по Приморскому краю от 23.12.2020 № 01-3-04/57 служебный контракт с ней расторгнут с 31.12.2020, она уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.

При увольнении ей выплатили компенсацию 4-х месячного денежного содержания при увольнении, компенсацию за неиспользованный отпуск, сумму отпускных выплат за 8 календарных дней. Выплаченные суммы были исчислены от заработной платы без учета сумм материального стимулирования за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения, что привело к уменьшению выплат на оспариваемые суммы.

С учетом уточненных требований, истец просила взыскать с ответчика невыплаченную при увольнении компенсацию четырехмесячного денежного содержания 115 785,16 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск 7 903,44 рублей, сумму отпускных выплат, произведенных в 2020 году в размере 43 534,44 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы на день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Истец в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Судом поставлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик МИФНС России № 9 по Приморскому краю, подав апелляционную жалобу в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. Полагает, что при увольнении истцу выплаты произведены в полном объеме, оснований для взыскания дополнительных сумм отсутствуют. Поскольку материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете. Таким образом, суммы, выплаченные истцу в счет материального стимулирования, не подлежали учету при определении размера четырехмесячной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, а также ранее выплаченных отпускных. В связи с чем, просит отменить решение суда первой инстанции, отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу истцом указано на несостоятельность ее доводов, а также на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 16.10.2014 истец была принята на государственную гражданскую службу на должности ....

На основании приказа от 23.12.2020 служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещения должности государственной гражданской службы с 31.12.2020 по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ (в связи с сокращением должности государственной гражданской службы).

При увольнении Тимофеевой С.С. были выплачены: сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск, сумма отпускных выплат за 8 календарных дней.

Вместе с тем, Тимофеева С.С. полагала, что выплаты ей произведены не в полном объеме, в связи с чем, обратилась с настоящим иском в суд.

Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно части 2 и части 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Пунктом 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

В силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

В соответствии с пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как следует из имеющихся в материалах дела приказов Управления федеральной налоговой службы по Приморскому краю, приказов Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Приморскому краю, суммы материального стимулирования выплачивались истцу в зависимости от показателей эффективности деятельности и качества выполнения должностных обязанностей в рамках бюджетного финансирования по оплате труда сверх установленного фонда оплаты труда, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции ФНС России по Приморскому краю.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 указано, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.

Ссылка ответчика, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, носят справочный характер и не имеет нормативной правовой силы, является неправомерным.

Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Тимофеевой С.С. суд первой инстанции обоснованно учел содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 разъяснения.

В апелляционной жалобе МИФНС N 9 указывает на то, что судом не дана оценка правомерности расчета компенсационных выплат в соответствии с положениями письма Министерства труда и социальной защиты от 5 мая 2021 года N 14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих".

Между тем данное письмо принято после возникновения спорных отношений и к правоотношениям сторон применяться не может.

Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а материальное стимулирование выплачено истицу в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, суд обоснованно указал, что выплаченное в соответствии с названными выше приказами материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований дать иную оценку указанным выводам не установлено.

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н, применению в данном случае не подлежит.

Доводы жалобы о том, что спорные выплаты не подлежат отнесению к "иным дополнительным" выплатам, установленным в статье 50 Федерального закона N 79-ФЗ, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд мотивировал возможность такого отнесения со ссылкой на анализ действующего нормативно-правового регулирования. Оснований оспаривать данные выводы суд апелляционной инстанции не имеет.

Поскольку истцу при увольнении не были произведены выплаты в полном объеме, судебная коллегия соглашается с выводом суда о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 компенсации морального вреда, которая определена судом с учетом требований статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, оснований для ее изменения судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 12064,51 рубля, считает их основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

Из смысла статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору.

Из обстоятельств дела следует, что между сторонами трудовых отношений существовал спор о праве работника на указанные в иске выплаты, которые ему не были начислены. Данный спор разрешен при обращении истца с настоящим иском, в связи с чем, признать, что в действиях работодателя имеется просрочка обязательств, оснований не имеется.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 12064,51 рубля нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 12 августа 2021 года отменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю в пользу Тимофеевой Светланы Сергеевны денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 12064,51 рубля.

Вынести в этой части новое решение, которым исковые требования Тимофеевой Светланы Сергеевны к Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 12064,51 рубля - оставить без удовлетворения.

В остальной части решение оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.12.2021.

Председательствующий

Судьи

33-10281/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеева С.С.
Ответчики
МИФНС России
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Веригина Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
29.10.2021Передача дела судье
30.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021Передано в экспедицию
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее