Решение по делу № 33-2949/2022 от 15.08.2022

    33-2949                                                                                           судья Романова И.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    31 августа 2022 года                                                                                              город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

        председательствующего Кабанова О.Ю.,

        судей Черенкова А.В., Сенчуковой Е.В.,

        при секретаре Торубаровой Ю.И.

        рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Одоевский район на решение Одоевского межрайонного суда Тульской области от 22.06.2022 года по гражданскому делу №2-233/2022 по иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Одоевское ЖКХ», администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области о понуждении к принятию мер по организации содержания муниципальной собственности – очистных сооружений.

Заслушав доклад судьи Кабанова О.Ю., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, обосновав его тем, что по адресу: <адрес> расположены очистные сооружения, состоящие из нежилых зданий – контора лаборатория, двухъярусные отстойники, в районе которых зафиксированы сбросы сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию в водные объекты – <адрес>. Указанные сбросы негативно воздействуют на качество природной воды. По результатам отобранных проб сточных вод выявлено превышение ПДК загрязняющих веществ. По результатам проверки главе администрации внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, которое рассмотрено, признано обоснованным, однако допущенные нарушения не устранены. До настоящего времени администрацией не организована надлежащая эксплуатация и техническое обслуживание сетей водоотведения на территории <адрес>, в т.ч. по <адрес> и по <адрес>, не решен вопрос со строительством иных альтернативных источников водоотведения <адрес>. Ненадлежащее техническое обслуживание, отсутствие своевременного ремонта, реконструкции, либо замены аварийной системы водоотведения, а также бездействие по строительству новых сетей, обеспечивающих надлежащее водоотведение <адрес> создает предпосылки возникновения аварийных ситуаций, которые могут привести к полной остановке водоотведения в <адрес>, что приводит к нарушению прав граждан на получение услуг водоотведения надлежащего качества. Просил суд обязать администрацию муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение и надлежащую санитарную очистку сточных вод из очистных сооружений по указанным адресам путем восстановления, модернизации либо строительства новых очистных сооружений; обязать МУП «Одоевское ЖКХ» исключить факты сброса сточных вод в водные объекты – <адрес> с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ после выполнения администрацией мероприятий по восстановлению, модернизации либо строительству новых очистных сооружений по названным адресам. Обязать МУП «Одоевское ЖКХ» исключить факты сброса сточных, в том числе дренажных вод с сооружений, расположенных по адресу: <адрес> границах водоохранной зоны <адрес> после выполнения администрацией муниципального образования мероприятий по восстановлению, модернизации либо строительству новых очистных сооружений по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор ФИО5 поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области по доверенности ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признал, считал их необоснованными.

Представитель МУП «Одоевское ЖКХ», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

Решением Одоевского межрайонного суда Тульской области от 22.06.2022 года исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на администрацию муниципального района Одоевский район в срок до 31.12.2023 года обязанность по организации водоотведения и надлежащей санитарной очистке сточных вод из очистных сооружений по адресам: <адрес>; <адрес> путем восстановления, модернизации либо строительства новых очистных сооружений. В удовлетворении требований к МУП «Одоевское ЖКХ» отказано.

    В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Одоевский район просит отменить решение суда от 22.06.2022 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя администрации муниципального образования Одоевский район ФИО7, а также прокурора ФИО8, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Данный вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 3, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся в числе прочих владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральный закон от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из материалов дела, в собственности администрации муниципального образования Одоевский район находятся объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для организации водоотведения на территории Одоевского района по адресам: <адрес> (двухъярусные отстойники, контора лаборатория); <адрес> (в т.ч. наружная канализация (1040 м), нежилое здание – лаборатория, нежилое здание 161,4 м).

Администрацией муниципального образования Одоевский район заключены договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 27.07.2016 года, 17.05.2019 года с МУП «Одоевское ЖКХ», за которым закреплено указанное недвижимое имущество, без передачи арендатору полномочий по организации водоотведения.

Судом первой инстанции установлено, что объекты находились в момент передачи и находятся в настоящее время в неудовлетворительном техническом состоянии, в связи с чем, очистка сточных вод не может осуществляться.

Проведенной 29.10.2021 года Тульской природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста министерства природных ресурсов и экологии <адрес> проверкой установлено, что по адресу: п.. Одоев, <адрес> расположены очистные сооружения, в 700 м от которых зафиксирован сброс сточных вод в <адрес> из трубы, расположенной в месте уреза воды.

Специалистом ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны пробы сточных вод, сбрасываемых в <адрес> и пробы природной воды из вышеуказанных водных объектов в местах сброса сточных вод и в точках выше сбросов сточных вод. Отобрана 1 проба сточной воды (проба №98), сбрасываемой в <адрес> и 2 пробы природной воды из <адрес> в месте сброса сточных вод (проба №100) и в точке выше сброса сточных вод (проба №101).

Из заключения ФБУ «Тульский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам количественного химического анализа в образцах сточных вод выявлено превышение ПДК загрязняющих веществ, нормируемых согласно качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно – допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза от 13.12.2016 года №552.

Специалистом ФБУ «Тульский ЦСМ» отобрана 1 проба сточной воды (проба №99), сбрасываемой в <адрес> и 2 пробы природной воды из <адрес> в месте сброса сточных вод (проба №103) и в точке выше сброса сточных вод (проба №102).

В соответствии с заключением ФБУ «Тульский ЦСМ» от 12.11.2021 года по результатам количественного химического анализа выявлено превышение ПДК загрязняющих веществ, нормируемых согласно качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно – допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза от 13.12.2016 года №552: проба №102 по показателям: железо в 3,2 раза, ХПК в 2,56 раз, БПК5 в 18,9 раз; проба №103 по показателям: железо в 6,8 раз, ХПК в 13,3 раза, БПК5 в 96,2 раза, аммоний – ион в 9,4 раза, нефтепродукты в 14,8 раз, при этом растворенный кислород – менее 1,0.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ местная администрация муниципального образования осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Как следует из п. 1.1 Устава муниципального образования Одоевский район к вопросам местного значения относятся иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона и Законом Тульской области от 21.11.2014 года №2214-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений». Указанные вопросы решаются органами местного самоуправления муниципального образования Одоевский район на территориях всех сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Одоевский район.

Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что администрация муниципального образования <адрес>, являющаяся собственником очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, будучи наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения, не исполняет надлежащим образом возложенные законом обязанности по организации водоснабжения и (или) водоотведения, что приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования.

Установив, что очистные сооружения, расположенные по вышеуказанным адресам не функционируют, водоотведение не организовано, суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие органа местного самоуправления при решении данного вопроса местного значения.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.

Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, приняв во внимание характер данных правоотношений и сущность заявленных истцом требований, правильно руководствовался положениями Федерального закона от 6.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 7.12. 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о незаконном характере оспариваемого бездействия.

Проанализировав с учетом положений вышеприведенных правовых норм имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, и с которыми соглашается судебная коллегия, изложены в оспариваемом решении.

По существу, все доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Одоевский район сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что правовые основания для отмены решения Одоевского межрайонного суда Тульской области от 22.06.2022 года и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Одоевского межрайонного суда Тульской области от 22.06.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Одоевский район - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2949/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Тульский природоохранный прокурор
Ответчики
администрация МО Одоевский район Тульской области
МУП "Одоевское ЖКХ"
Другие
Баранов Э.В.
Лукьянов С.Б.
Суд
Тульский областной суд
Судья
Кабанов Олег Юрьевич
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
31.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Передано в экспедицию
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее