Дело № 2а-1214/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 21 февраля 2018 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием административного истца Новикова А.В.,
при секретаре Козыревой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Новикова А.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Новиков А.В. обратился с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в котором просил признать незаконным решение ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражным боксом по адресу: <адрес>, и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, а также просил обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании представления указанного земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Требования мотивировал тем, что Новиков А.В. является собственником гаражного бокса расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на спорном земельном участке. С целью оформления права собственности на земельный участок, занимаемый гаражом и необходимый для его эксплуатации, Новиков А.В. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории. Однако, ответчиком было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: коммунально-складской зоне (П-3) и зоне автомобильного транспорта (ИТ), а образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, не допускается. Новиков А.В. полагал, что данный отказ является незаконным и нарушает его права.
Административный истец Новиков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Блах Е.В. (доверенность от 22 января 2018 года) в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. № В-122 (в ред. решения Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 № 18-223): коммунально-складской зоне (П-3), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278). Полагала требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Варфоломеева Е.В., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представила пояснения на административное исковое заявление, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Управления Архитектуры Администрации г.Красноярска, Потребительский гаражный кооператив «Протектор-1» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии со ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно пункту 9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 5 данной статьи следует, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии со ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов №477 от 08.12.1989 года «Об отводе земельных участков для строительства в городе Красноярске» были отведены земельные участки в городе Красноярске площадью <данные изъяты> и решено выдать государственный акт на право пользования землей Красноярскому ордера Трудового Красного знамени Шинному заводу для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации 458 индивидуальных железобетонных в 2 яруса гаражей боксового типа размером в плане 3,2 х 6 м по осям каждый вдоль забора шинного завода с восточной стороны в Ленинском районе. Кроме того, для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закреплен земельный участок площадью <данные изъяты>
Из сообщения председателя Гаражного потребительского кооператива «Протектор-1» Сарвилина В.О. следует, что в 2001 году был выдан акт рабочей комиссии на введение в эксплуатацию гаражных боксов на территории земельного участка, площадью <данные изъяты>
Заочным решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 14 марта 2012 года за Новиковым А.В. признано право собственности самовольно возведенный одноэтажный гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности Новикова А.В. на указанный гаражный бокс зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24 июля 2012 года.
Согласно копии членской книжки Новиков А.В. является членом ПГК «Протектор-1». В соответствии со справкой председателя ПГК «Протектор-1» от 30 апреля 2011 года Новиков А.В. является членом ПГК «Протектор-1», Новиков А.В. выплатил полностью паевой взнос в 2010г. за гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>
Новиков А.В. с целью оформления права собственности на земельный участок, занимаемый принадлежащим ему на праве собственности гаражным боксом по адресу: <адрес>, обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № Н-18031 от 15.11.2017 г. административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Красноярска от 07.07.2015г. №В-122 испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: коммунально-складской зоне (П-3), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278).
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу п. 2 и 3 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подп. 7 и 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ в числе других ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; а также расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 статья 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцом право собственности на гаражный бокс расположенный по адресу: <адрес> приобретено задолго до утверждения решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122 правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, а также до утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122, Проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск, утверждённый постановлением администрации г. Красноярска №833 от 25.12.2015г., приняты и вступили в силу после приобретения истцом права собственности на гараж, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ территориальная зона, в которой расположен гараж истца при утверждении правил землепользования и застройки должна была определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанной зоне объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого гаражом не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При этом, из представленного административным истцом административному ответчику свидетельства о государственной регистрации права собственности, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что заявитель просит предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему его расположения для предоставления его в собственность по адресу: <адрес> в размере, необходимом только для размещения гаражного бокса по этому же адресу.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу гараж по адресу: <адрес>, занят не гаражом, а площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, и не подлежит передаче в собственность владельцу недвижимости, административным ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ суду не представлено.
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) по состоянию на 13 июля 2017 года земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд, в границах испрашиваемого земельного участка по адресу <адрес> имеется охранная зона инженерных сетей (теплоснабжения), особые условия использования такого земельного участка регламентируются Сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89» градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010г. №820, Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя России от 17.08.1992г. №197, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992г. №9, что свидетельствует о необходимости собственнику гаражного бокса соблюдать данные Правила.
При таком положении суд приходит к выводу, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> под гаражом истца не изъят из оборота, и не ограничен в обороте, не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими подобными объектами. В 1989 году решением Исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов №477 земельный участок был отведен для строительства гаражей. В связи с чем, по смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на приобретение в собственность земельного участка занимаемого гаражом не может быть ограничено ответчиком.
Доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не может находиться в частной собственности, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административные исковые требования Новикова А.В. удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Новикова А.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес>, изложенное в письме от 15 ноября 2017 года № Н-18031.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предварительно согласовать предоставление Новикову А.В. земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, а также утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Бойко