КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Жогло С.В. Дело № 33а-4309/2021
УИД 39RS0007-01-2021-001437-51
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 августа 2021 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Струковой А.А.
судей Ивановой О.В., Ткач Е.И.
с участием прокурора Ботвиной Л.В.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Вороновича В.В. на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 6 августа 2020 года, которым административный иск Зубаня М.В. к Багратионовской ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам №№ 1-20), Вороновичу В.В. об оспаривании решения Багратионовской ТИК от 23 июля 2021 года № 14/114-5 удовлетворен: признано незаконным решение Багратионовской ТИК от 23 июля 2021 года № 14/114-5 «О регистрации кандидата в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2 Вороновича Владимира Владимировича, выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения Вороновича В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» от 28 июня 2021 года № 43, официально опубликованным 2 июля 2021 года, назначены на 19 сентября 2021 года выборы депутатов окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ».
Решениями Багратионовской ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам № 1-20) от 19 июля 2021 года № 13/97-5 и от 23 июля 2021 года № 14/114-5 зарегистрированы соответственно Зубань М.В. и Воронович В.В. кандидатами в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2.
Зубань М.В. обратился в суд 29 июля 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что для регистрации кандидата Вороновича В.В. представлены подписные листы с 14 подписями избирателей, из которых все подписи являются недействительными вследствие излишнего указания кандидатом сведений об улице, номере дома и квартиры, где он проживает, а также сведений о месяце и числе рождения в графе о годе рождения избирателей, достигших 18-летнего возраста.
Кроме того, административный истец указал, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата в нарушение закона поданы по состоянию на 1 июня 2021 года в то время как решение о назначении муниципальных выборов официально опубликовано 2 июля 2021 года.
Поскольку все подписи избирателей являются недействительными, а сведения о размере и об источниках доходов кандидата не представлены, имеются основания для отмены судом решения о регистрации кандидата Вороновича В.В., предусмотренные подпунктами «в» и «д» пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Судом вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе Воронович В.В. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в административном иске, ссылаясь на то, что вследствие ошибочной подачи им сведений о размере и об источниках доходов по состоянию на 1 июня 2021 года, избирательная комиссия в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ была обязана направить уведомление о необходимости представления соответствующих сведений по состоянию на 1 июля 2021 года, а в связи с неисполнением избирательной комиссией этой обязанности решение о регистрации не подлежит отмене в силу пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в частности, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, сведения о размере и об источниках дохода кандидата являются документом, необходимым для выдвижения кандидата.
Согласно Приложению № 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
В нарушение приведенных норм закона Воронович В.В. одновременно с заявлением о согласии баллотироваться представил 5 июля 2021 года сведения о размере и об источниках дохода кандидата по состоянию на 1 июня 2021 года.
Принимая во внимание, что решение о назначении выборов официального опубликовано 1 июля 2021 года, соответствующие сведения должны быть поданы по состоянию на 1 июля 2021 года.
Такие сведения кандидатом не представлены в избирательную комиссию.
Доводы Вороновича В.В. о наличии у избирательной комиссии обязанности по направлению уведомления о необходимости уточнения соответствующих сведений в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ коллегия полагает ошибочными.
Так, согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Постановлением Конституционного суда РФ от 12 марта 2021 года № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова" пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда федеральный законодатель дополнил статью 76 Федерального закона № 67-ФЗ пунктом 6.1, в соответствии с которым решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Из приведенных законоположений следует, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата применительно к положениям подпунктов «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не может быть отменено судом только в том случае, если избирательная комиссия не уведомила кандидата об отсутствии среди документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, каких-либо требуемых сведений, непредоставлении копии документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, либо о нарушении порядка оформления определенного документа.
В случае непредоставления документа, обязательного для выдвижения и регистрации кандидата, соответствующая обязанность у избирательной комиссии не возникает.
Поскольку сведения о размере и об источниках доходов кандидата должны быть заявлены по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, сведения на иную дату не имеют никакого правового значения, вследствие чего соответствующий документ юридически считается непредоставленным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что кандидат Воронович В.В. не предоставил сведения о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на 1 июля 2021 года, а у избирательной комиссии после предоставления сведений по состоянию на 1 июня 2021 года не возникло обязанности по уведомлению о предоставлении нового документа.
Таким образом, нормы материального права правильно истолкованы ссудой первой инстанции.
Законных оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 6 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: