Дело № 2-885/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 21 марта 2018 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Охотниковой О.С. с участием истца Моштарова А.Е., представителя ответчика Трунова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моштарова Александра Евгеньевича к Муниципальному унитарному предприятию «Ялтакурорттеплоэнерго» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Моштаров А.Е. обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Ялтакурорттеплоэнерго» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – МУП «Ялтакурорттеплоэнерго») о взыскании невыплаченной заработной платы за период с декабря 2016 года по 15 декабря 2017 года в размере 71 945,16 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что с 29 июля 2016 года истец был принят на работу в МУП «Ялтакурорттеплоэнерго» на должность оператора 3 разряда котельной ПАО «Массандра», с ним заключен трудовой договор № с определением рабочего места по адресу: <адрес> установлением сменного режима работы, выходными днями по графику. Дополнительным соглашением от 20 сентября 2016 года были внесены изменения в пунктом 4 трудового договора, с указанием размера заработной платы в 20 869 рублей в месяц. 15 декабря 2017 года трудовой договор с ответчиком был расторгнут по инициативе истца. За период работы заработная плата истцу начислялась в меньшем размере, чем это было предусмотрено дополнительным соглашением к трудовому договору в связи с чем, общая сумма недоплаченной заработной платы составляет 31 982,65 рублей. Кроме того, имел место факт недоплаты заработной платы, связанный с установленным перерывом для приема пищи, который в силу трудового законодательства оплате не подлежит, вместе с тем установленный перерыв в один час в течении смены предоставлялся на смену из двух операторов при непрерывном факторе производства, то есть два оператора не имели возможности одновременно использовать один час для приема пищи, так как один вынужден выполнять трудовые обязанности в силу особых условий труда. В связи с неоплатой часов в счет фактического сокращения времени перерыва для приема пищи за период, а также переработки свыше нормы рабочего времени сумма задолженности составляет 18 883,71 рублей и 21 078,80 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснил что в каждую смену работали по 2 оператора и лаборант, оспаривал количество отработанных смен и часов, указанных в представленном ответчиком в табеле учета рабочего времени за октябрь 2017 года.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском согласился частично, в письменных возражениях указал следующее. В ходе проведения проверки сотрудниками предприятия была обнаружена техническая ошибка при составлении табеля учета рабочего времени за октябрь 2017 года. Так согласно сменного журнала котельной ПАО «Массандра» в октябре 2017 истец отработал 6 смен, а именно 4 октября, 7 октября, 11 октября, 14 октября, 19 октября, 24 октября по 13 часов рабочего времени. Таким образом, в октябре 2017 года истец фактически отработал 78 часов, вместе с тем начисление заработной платы было ошибочно произведено исходя из количества отработанных 52 часов. Разница, подлежащая выплате истцу в связи с перерасчетом зарплаты за указанный период, составляет 3 082,92 рублей. В остальной части исковых требований, указал следующее. Режим работы истца не предприятии являлся сменным, оплата труда производилась за фактически отработанное время с учетом нормы часов в текущий месяц. Дополнительным соглашением от 20 сентября 2016 года к трудовому договору от 29 июля 2016 года № 173 истцу была установлена заработная плата в размере 20 869 рублей в месяц, то есть, увеличен должностной оклад, но неизменным остался пункт трудового договора о том, что оплата труда производится за фактически отработанное время с учетом нормы часов в текущем месяце. Согласно правилам внутреннего распорядка, с которыми истец был ознакомлен, продолжительность смены оператора котельной составляет 24 часа, начало смены в 8 часов и окончание смены в 8 часов, ночные часы наступают в 22 часа и заканчиваются в 6 часов, выходные дни по скользящему графику. Перерыв для отдыха и питания составляет 2 часа: с 12 до 13 часов и с 20 до 21 часа. Прием пищи и отдых осуществляется на рабочем месте, для работников, на смене которой работают 2 человека, разрешен выход с территории рабочего места. При расчете заработной платы истца за указанный им период ответчик руководствовался действующим трудовым законодательством и правилами внутреннего распорядка, заработная плата начислена в полном размере. Время в количестве 2 часов, предоставленное истцу на перерыв для отдыха и питания не включалось в рабочее время в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, исковые требования о взыскании недоплаченной заработной платы не подлежит удовлетворению. Доплаты за переработку и за работу в праздничные дни ответчик произвел в полном размере.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Ст. 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Работодателем в соответствии со ст. 20 ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Из материалов дела следует, что 1 августа 2016 года Моштаров А.Е. принят на работу в МУП «Ялтакурорттеплоэнерго» оператором 3 разряда котельной ПАО «Массандра», 29 июля 2016 года с ним заключен трудовой договор №, который был расторгнут по инициативе работника 15 декабря 2017 года.
В соответствии с данным договором МУП «Ялтакурорттеплоэнерго» (работодатель) принимает на работу Моштарова А.Е. (работника) на должность оператора 3 разряда котельной ПАО «Массандра» для выполнения работ согласно должностной инструкции, которая является неотъемлемой частью трудового договора. Рабочее место находится по адресу: <адрес>. Режим работы сменный, выходные дни по графику.
Оплата труда работника установлена из расчета месячного должностного оклада в размере 17 328 рублей. Дополнительно оплачивается работа в ночное время и праздничные дни. Оплата труда за отработанную месячную норму часов согласно табелю учета рабочего времени (пунктом 4 договора).
В соответствии с пунктом 6.3 подписанием настоящего договора работник подтверждает, что ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и обязуется их выполнять.
31 декабря 2014 года и. о. директора МУП «Ялтакурорттеплоэнерго» утверждены Правила внутреннего трудового распорядка (далее – правила), с которыми истец Моштаров А.Е. ознакомлен 3 декабря 2015 года, о чем имеется его подпись в листе ознакомления.
Согласно разделу I «Общие положения» указанных Правил они являются локальным нормативным актом, определяющим трудовой распорядок в МУП «Ялтакурорттеплоэнерго», утверждаемый с учетом мнения представительного органа работников, их действие распространяется на всех работников независимо от стажа работы и режима занятости.
В соответствии с разделом V «Рабочее время и его использование» правил для работников производственного персонала, в том числе оператора котельной ПАО «Массандра», устанавливается сменный режим работы. Продолжительность смены – 24 часа. Начало смены в 8 часов, окончание смены в 8 часов. Ночные часы наступают в 22 часа и заканчиваются в 6 часов. Выходные дни по скользящему графику. Перерыв для отдыха и питания составляет 2 часа: с 12 до 13 часов и с 20 до 21 часа. Прием пищи и отдых осуществляется на рабочем месте. Для работников, на смене которой работают 2 человека разрешен выход с территории рабочего места. Месячная норма часов по производственному календарю. График смен устанавливается работодателем.
Согласно разделу VI «Время отдыха» Правил для категории работников, работающих в сменном режиме, выходные дни устанавливаются по графику.
В разделе VIII «Оплата труда» установлено, что размер заработной платы для каждого работника устанавливается согласно штатному расписанию, утвержденному у работодателя, и оговаривается условиями трудового договора. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.
Дополнительным соглашением от 20 сентября 2016 года к трудовому договору от 14 декабря 2015 года№ 137 внесены изменения в пункт 4, согласно которым, истцу установлена заработная плата в размере 20 869 рублей в месяц с указанием, что другие условия трудового договора остались неизменными и обязательными для исполнения сторонами.
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В связи с заключением дополнительного соглашения истец полагает, что ежемесячно ему подлежала выплате заработная плата в размере 20 869 рублей вне зависимости от отработанного времени, а в случае превышения ежемесячной нормы отработанного времени, превышающее количество часов подлежит оплате как сверхурочное время.
Вместе с тем данные доводы основаны на неправильном применении вышеуказанных норм материального права и толкований условий трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка, согласно которым истцу была установлена оплата труда из расчета установленного штатным расписанием месячного должностного оклада за отработанную месячную норму часов согласно табелю учета рабочего времени. Дополнительным соглашением только увеличен размер должностного оклада, при этом другие условия трудового договора остались неизменными и обязательными для исполнения сторонами.
Согласно представленным истцом расчетным листкам и ответчиком расчету заработной платы Моштарова А.Е. за период с апреля 2017 года по ноябрь 2017 года за исключением октября 2017 года (в пределах заявленных требований), истцу начислялась заработная плата за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени, а именно:
за апрель 2017 года в размере 22 132,13 рублей с учетом фактически отработанных 142 часов при норме по производственному календарю Крыма 152 часа, в том числе 20 869 рублей : 152 часа х 142 часа = 19 496,04 рублей (оклад за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени), 20 869 рублей :152 часа х 8 часов = 1 098,37 рублей (праздничные дни) и 20 869 рублей : 152 часа х 56 часов х 20 % = 1 537,72 рублей (ночные);
за май 2017 года в размере 21 364,64 рублей с учетом фактически отработанных 149 часов при норме по производственному календарю Крыма 160 часов, в том числе 20 869 рублей : 160 часов х 149 часов = 19 434,26 рублей (оклад за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени), 20 869 рублей :160 часов х 2 часов = 260,86 рублей (праздничные дни) и 20 869 рублей : 160 часов х 64 часа х 20 % = 1 669,52 рублей (ночные);
за июнь 2017 года в размере 23 100,82 рублей с учетом фактически отработанных 150 часов при норме по производственному календарю Крыма 152 часов, в том числе 20 869 рублей : 152 часа х 150 часов = 20 594,41 рублей (оклад за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени), 20 869 рублей : 152 часа х 8 часов = 1 098,37 рублей (праздничные дни) и 20 869 рублей : 152 часа х 48 часов х 20 % = 1 318,04 рублей (ночные);
за ноябрь 2017 года в размере 19 619,36 рублей с учетом фактически отработанных 149 часов при норме по производственному календарю Крыма 167 часов, в том числе 20 869 рублей : 167 часов х 149 часов = 18 619,65 рублей (оклад за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени) и 20 869 рублей : 167 часов х 40 часов х 20 % = 999,71 рублей (ночные).
Данный расчет за указанный период начисленной и выплаченной истцу заработной платы проверен судом и признан верным.
Согласно представленному расчету заработной платы истца за октябрь 2017 года ему начислена заработная плата в размере 6 165,84 рублей с учетом фактически отработанных 52 часов при норме по производственному календарю Крыма 176 часов.
Вместе с тем согласно данным сменного журнала котельной ПАО «Массандра» в октябре 2017 года истец отработал 78 часов (6 смен по 13 часов),
Таким образом, разница, подлежащая выплате истцу за октябрь 2017 года, составляет 3 082,92 рубля (20 869 рублей : 176 часов х 78 часов = 9 248,76 рублей (оклад за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени) – 6 165,84 рублей (выплаченная заработная плата).
При разрешении исковых требований о взыскании заработной платы, определенной истцом в связи с включением им в подлежащее оплате рабочее время перерыва для приема пищи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В силу ч. 3 ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.
Из содержания Правил внутреннего трудового распорядка, с которыми истец был ознакомлен при принятии на работу, следует, что перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в рабочее время работников, поскольку в это время работник освобожден от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем из расчета рабочего времени подлежат исключению часы, отведенные ему для отдыха и приема пищи.
Согласно ч. 1 ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, в связи с чем доводы истца в обоснование исковых требований на ч. 3 ст. 108 ТК РФ, являются несостоятельными.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска и размер которой, рассчитанный в соответствие с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской федерации, составляет 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Моштарова Александра Евгеньевича к Муниципальному унитарному предприятию «Ялтакурорттеплоэнерго» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о взыскании заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Ялтакурорттеплоэнерго» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в пользу Моштарова Александра Евгеньевича заработную плату за октябрь 2017 года в размере 3 082,92 рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Ялтакурорттеплоэнерго» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева