ИФИО1
04 сентября 2018 года <адрес>
Гвардейский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Клименко М.Ю.,
при секретаре Савкиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Шепиловой Олесе Владимировне о взыскании недоимки и пени по налогам,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Шепиловой О.В. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество и транспортному налогу, указав, что согласно сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию прав собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Шепиловой О.В. зарегистрированы недвижимое имущество и автомобили, которые являются объектами налогообложения. Межрайонная ИФНС России № уведомила ответчика о подлежащей уплате суммы земельного и транспортного налогов, затем выставила требование об уплате транспортного, земельного налога и пени, которые ответчиком исполнены не были. Инспекцией подано заявление о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи 2-го судебного участка <адрес> судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен. Ответчик не уплатил налоги в установленный законом срок, в связи с чем, исчислена пеня. На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика недоимку и пени по налогу на имущество и транспортному налогам за 2015 год в размере 7576,89 руб.
В судебное заседание стороны не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины…, и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 360 НК РФ устанавливает, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В целях исчисления земельного налога в соответствии со статьями 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ч. 4 ст. 397 НК РФ).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела по данным органов, осуществляющих регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, Шепилова О.В. числится собственником жилого дома по адресу: <адрес>, актуальная инвентаризационная стоимость составляет 20992 рублей. Также, согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств за Шепиловой О.В. зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль легковой марки «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.
МИФНС выставила требование № об уплате налога на имущество и пени за 2015 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчик не исполнил, в связи с чем, исчислена пеня.
Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением от ответчика возражений.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Исчисление установленных Налоговым кодексом РФ сроков для принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности указанных сроков.
Как усматривается из представленного по запросу суда, гражданского дела №а-1097/2017, определением Мирового судьи 2-го судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Шепиловой О.В. был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с него недоимки по транспортному и земельному налогу и налогу на имущество за 2015 год. МИФНС было разъяснено право предъявить заявленное требование в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление от МИФНС поступило в Гвардейский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Также административный истец направил в суд заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, в котором указал, что уведомление о вручении административного искового заявления вернулось в МИФНС за рамками установленного срока на подачу административного искового заявления о взыскании недоимки и пеней по налогам.
Вместе с тем, как усматривается из представленных документов, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № должна была предъявить заявленное требование в порядке искового производства. В Гвардейский районный суд административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока на подачу административного искового заявления. Административное исковое заявление было зарегистрировано МИФНС ДД.ММ.ГГГГ, то есть также уже за пределами установленного срока и было направлено административному ответчику лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Положения п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, устанавливающие возможность подачи налоговым органом заявления о взыскании налога в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в рассматриваемом деле должны быть применены с учетом обстоятельств пропуска установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п. п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Между тем, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
При изложенных обстоятельствах, поскольку истцом не приведены иные исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Шепиловой Олеси Владимировны недоимки и пени по налогу на имущество и транспортному налогу за 2015 год, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения суда ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия
Судья М.Ю.Клименко