Решение по делу № 33а-10144/2021 от 28.07.2021

Судья Кирпиченко Е.П. Дело 33а-10144/2021

УИД 88RS0003-01-2021-000015-06 А-3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 сентября 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Мирончика И.С.

судей Корниенко А.Н., Сидоренко Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности

по апелляционной жалобе Главы Эвенкийского муниципального района Красноярского края Черкасова А.Ю.,

на решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 30 марта 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района по неорганизации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства.

Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района в срок до 31.12.2021 г. организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой, расположенные в с. Ванавара по адресам по ул. 11 Пятилетки от дома 38 до дома 32; по ул. Спортивная от д. 61 до д. 62, 64, 63, 65, 66; по ул. 2-я Лесная от дома 20 до дома 18 через дорогу до дома № 19 и коллекторы № 28, 27 до коллектора № 26 (ул. Катангская д. 7) и до коллектора № 25 (край дороги в районе юго-восточного угла территории земельного участка по адресу ул. 2-я Лесная д. 19), от дома 10а до коллектора № 25 и до коллектора 18, от дома 6 до домов 4 и 2, от дома 7 до домов 5, 3, 1, от дома 22 до коллекторов № 32а и 32; канализационная сеть в районе дома 15; по ул. Юности от коллектора № 21 сети к домам 12, 14, 15, 13, 11; по ул. Катангская от дома 11 до дома 9 и 7 и до центрального септика расположенного в районе котельная «Катангская» по ул. Метеоритная д. 6; по ул. Катангская от дома 10 до дома 8, 6, 4, 2; от коллектора № 18 в районе дома 1 ул. Катангская до дома № 4 и 2, до дома 1 и 2 ул. 2-я Лесная к коллектору № 21 в соответствии со сводом правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016.

Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующую организацию.»

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Эвенкийского районного прокурора Красноярского края Белявская Т.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что решением Ванаварского сельского Совета депутатов № 1241 от 30.12.2020 г. «О передаче части полномочий органам местного самоуправления Эвенкийского муниципального района» сельским поселением с. Ванавара полномочия по организации в границах поселения водоотведения переданы в полномочия Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

30.12.2020г. между главой Эвенкийского муниципального района Красноярского края Черкасовым А.Ю. и главой с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Зарубиным А.А. заключено соглашение о передаче с. Ванавара полномочий по водоотведению и принятии данных полномочий Эвенкийским муниципальным районом.

В нарушение требований СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016 трубы канализационных сетей с.Ванавара расположены в одних лотках(теплотрассах) с инженерными сетями холодного водоснабжения и теплоснабжения. Расстояние между трубами канализации бытовой и хозяйственно-питьевого водопровода составляет менее требуемых 0,5 метра по следующим адресам:

- по ул. 11 Пятилетки от дома 38 до дома 32;

- по ул. Спортивная от д. 61 до д. 62, 64, 63, 65, 66;

- по ул. 2-я Лесная от дома 20 до дома 18 через дорогу до дома № 19 и коллекторы № 28, 27 до коллектора № 26 (ул. Катангская д. 7) и до коллектора № 25 (край дороги в районе юго-восточного угла территории земельного участка по адресу ул. 2-я Лесная д. 19), от дома 10а до коллектора № 25 и до коллектора 18, от дома 6 до домов 4 и 2, от дома 7 до домов 5, 3, 1, от дома 22 до коллекторов № 32а и 32; канализационная сеть в районе дома 15;

- по ул. Юности от коллектора № 21 сети к домам 12, 14, 15, 13, 11;

- по ул. Катангская от дома 11 до дома 9 и 7 и до центрального септика расположенного в районе котельная «Катангская» по ул. Метеоритная д. 6,

- по ул. Катангская от дома 10 до дома 8, 6, 4, 2;

- от коллектора № 18 в районе дома 1 ул. Катангская до дома № 4 и 2, до дома 1 и 2 ул. 2-я Лесная к коллектору № 21.

Администрацией Эвенкийского муниципального района не приняты меры по организации водоотведения, не определена для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующая организация.

Из-за указанного бездействия 20.01.2021 г. в с.Ванавара произошло перемерзание и засорение канализационной системы в районе коллектора № 25 в районе юго-восточного угла территории земельного участка по адресу ул. 2-я Лесная д. 19. 21 и 22 января 2021 было закрыто для посещения детей МКДОУ «Детский сад «Северок», жидкие бытовые отходы вышли на поверхность смежных земельных участков, засорили их, а также попали на трубы холодного и горячего водоснабжения, создавая угрозу их повреждения и попадания жидких бытовых отходов в систему холодного и горячего водоснабжения, массового отравления жителей с. Ванавара, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан.

Проверкой журнала учета аварий ООО «ВанавараЭнергоком» установлен систематический прорыв труб канализационной сети, с выходом сточных вод и затоплением лотков (каналов) с трубами холодного водоснабжения и теплоснабжения, с выходом сточных вод на поверхность и затоплением прилегающих земель.

Трубы холодного и горячего водоснабжения из-за прорыва канализационных труб подвергаются быстрой коррозии и утрате своих функциональных, эксплуатационных свойств.

Утечки через ревизии и при авариях неочищенных и необеззараженных сточных вод из канализационных сетей села Ванавара влекут загрязнение почвы по химическим, бактериологическим и паразитологическим показателям, что угрожает безопасности питьевой воды, тем самым создается угроза причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения села Ванавара, что является нарушением статей 19 и 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.2 СанПиН 2.1.7,1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Заместитель Эвенкийского районного прокурора Красноярского края Белявская Т.В просила:

- признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района по неорганизации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства;

- обязать администрацию Эвенкийского муниципального района в срок до 31.12.2021г. организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой, расположенные в с. Ванавара по адресам по ул. 11 Пятилетки от дома 38 до дома 32; по ул. Спортивная от д. 61 до д. 62, 64, 63, 65, 66; по ул. 2-я Лесная от дома 20 до дома 18 через дорогу до дома № 19 и коллекторы № 28, 27 до коллектора № 26 (ул. Катангская д. 7) и до коллектора № 25 (край дороги в районе юго-восточного угла территории земельного участка по адресу ул. 2-я Лесная д. 19), от дома 10а до коллектора № 25 и до коллектора 18, от дома 6 до домов 4 и 2, от дома 7 до домов 5, 3, 1, от дома 22 до коллекторов № 32а и 32; канализационная сеть в районе дома 15; по ул. Юности от коллектора № 21 сети к домам 12, 14, 15, 13, 11; по ул. Катангская от дома 11 до дома 9 и 7 и до центрального септика расположенного в районе котельная «Катангская» по ул. Метеоритная д. 6; по ул. Катангская от дома 10 до дома 8, 6, 4, 2; от коллектора № 18 в районе дома 1 ул. Катангская до дома № 4 и 2, до дома 1 и 2 ул. 2-я Лесная к коллектору № 21 в соответствии со сводом правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016;

- обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующую организацию.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава Эвенкийского муниципального района Красноярского края Черкасов А.Ю. просил отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не доказаны. Не дана оценка тому, что в с. Ванавара не существует централизованной системы водоотведения. Канализационные сети с. Ванавара представляют собой канализационные сети с конечными септиками-накопителями, которые опустошаются посредством откачки с септиков и вывоза содержимого на искусственные пруды-накопители ассенизационным транспортом. Очистные сооружения на территории с. Ванавара не существуют. Сбор и вывоз канализационных отходов организуется сельским поселением, а не Эвенкийским муниципальным районом. Поэтому канализационные сети с. Ванавара не относятся к предмету соглашения № 476 по принятию Эвенкийским муниципальным районом полномочий по организации в с. Ванавара водоотведения. В силу ст. 210 ГК РФ и п.1 ч.1.1 соглашения между районом и поселением от 30.12.2020г. обязанность по содержанию и приведению в соответствие с нормами законодательства канализационных сетей села лежит на собственнике, то есть на муниципальном образовании с. Ванавара. За время до передачи полномочий по организации водоотведения в Эвенкийский муниципальный район администрация с. Ванавара длительное время не принимала мер по организации водоотведения.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявская Т.В., глава с. Ванавара Зарубин А.А., каждый в отдельности просили оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав представителя администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по доверенности Анучину М.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Дубро В.И., просившую об изменении решения суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании ст. 11 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В п. 2 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28.2).

Согласно п. 9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В силу ч.1 ст. 12 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого такое сельское поселение расположено.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные часть 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1, 2 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края (далее - поселения) закреплены следующие вопросы местного значения:

а) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений, входящие в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных за ними в соответствии с настоящим Законом, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Указанные законоположения содержатся также в пп.14 п.1, п.2,3,5 ст.7 Устава сельского поселения «Село Ванавара», принятого Постановлением Собрания представителей местного самоуправления сельского поселения с. Ванавара от 02.11.2004г. № 1, п.3, 4,5, пп.4.3 п.1 ст. 11.1 Устава Эвенкийского муниципального района, принятого решением Районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района от 22.12.2005г. № 27-3.

В соответствии с п. 12.36 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 12.6, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений - не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице 12.6, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до сетей инженерно-технического обеспечения следует принимать в соответствии с СП 62.13330, тепловых сетей - в соответствии с СП 124.13330.

Согласно Таблице 12.6 (Примечание 2) расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать не менее 1,5 м. Для трубопровода из водопроницаемых материалов (железобетонных и хризотилцементных труб) следует предусматривать гидроизоляцию для предотвращения попадания в них стоков при аварии.

Расстояния в свету между сетями водопровода и канализации, от наружной стенки канала, тоннеля допускается уменьшать до 0,5 м с учетом обеспечения возможности производства строительно-монтажных и ремонтно-эксплуатационных работ. Необходимые мероприятия (укладка труб на искусственное основание, в обоймах, футлярах, коммуникационных коллекторах, теплоизоляция водопроводных труб и пр.) должны исключать возможность повреждения водопроводных, канализационных и смежно расположенных инженерных сетей, каналов, тоннелей (Примечание 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе прокурорской проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о водоотведении на территории с. Ванавара, проведенной в сентябре 2020 г., установлено, что в с. Ванавара в Катангкском микрорайоне трубы канализационных сетей расположены в одних лотках с инженерными сетями холодного водоснабжения и теплоснабжения на расстоянии менее 0,5 метра по следующим адресам: по ул. 11 Пятилетки от дома 38 до дома 32; по ул. Спортивная от д. 61 до д. 62, 64, 63, 65, 66; по ул. 2-я Лесная от дома 20 до дома 18 через дорогу до дома № 19 и коллекторы № 28, 27 до коллектора № 26 (ул. Катангская д. 7) и до коллектора № 25 (край дороги в районе юго-восточного угла территории земельного участка по адресу ул. 2-я Лесная д. 19), от дома 10а до коллектора № 25 и до коллектора 18, от дома 6 до домов 4 и 2, от дома 7 до домов 5, 3, 1, от дома 22 до коллекторов № 32а и 32; канализационная сеть в районе дома 15; по ул. Юности от коллектора № 21 сети к домам 12, 14, 15, 13, 11; по ул. Катангская от дома 11 до дома 9 и 7 и до центрального септика расположенного в районе котельная «Катангская» по ул. Метеоритная д. 6; по ул. Катангская от дома 10 до дома 8, 6, 4, 2; от коллектора № 18 в районе дома 1 ул. Катангская до дома № 4 и 2, до дома 1 и 2 ул. 2-я Лесная к коллектору № 21.

Проверкой журнала учета аварий ООО «ВанавараЭнергоком» установлен систематический прорыв труб канализационной сети, с выходом сточных вод и затоплением лотков (каналов) с трубами холодного водоснабжения и теплоснабжения, с выходом сточных вод на поверхность и затоплением прилегающих земель.

Трубы холодного и горячего водоснабжения из-за прорыва канализационных труб подвергаются быстрой коррозии и утрате своих функциональных, эксплуатационных свойств.

30.12.2020 г. Ванаврским сельским Советом депутатов принято решение № 1241 «О передаче части полномочий органам местного самоуправления Эвенкийского муниципального района» сельским поселением с. Ванавара полномочия по организации в границах поселения водоотведения переданы Эвенкийскому муниципальному району Красноярского края.

30 декабря 2020 г. между Эвенкийским муниципальным районом Красноярского края и муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края заключено соглашение № 476 о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Соглашение).

В соответствии с подпунктом 1 п. 1.1. раздела 1 Соглашения сельское поселение передает, а Эвенкийский муниципальный район принимает полномочия по "организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и снабжения населения, водоотведения (при этом сельское поселение организует доставление населению жилищной услуги по сбору и вывозу ЖБО в составе услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме), снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации". В соответствии с п. 5.1. раздела 5 Соглашения срок его действия устанавливается по 31 декабря 2021г.

В соответствии с разделом 2 Соглашения, передача полномочий по предмету Соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджетов сельского поселения и муниципального района. Стороны ежегодно определяют объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, исходя из прогнозируемых на год доходов и расходов бюджета сельского поселения и бюджета муниципального района, на сумму финансовых средств, необходимых для реализации указанных полномочий (том 1 л.д. 39-41).

Во исполнение указанного Соглашения 20.01.2021г. в Администрацию с. Ванавара поступило письмо Главы Эвенкийского муниципального района Черкасова А.Ю. исх. № 122-13 от 19.01.2021г. о передаче в Эвенкийский муниципальный район финансирования и имущества, необходимого для организации водоотведения (том 1 л.д.194).

25.01.2021г. Администрацией с. Ванавара дан ответ о готовности передать необходимое имущество в собственность Эвенкийского муниципального района. Также разъяснено, что в сельском поселении с. Ванавара формируется и исполняется местный бюджет, который включается в консолидированный бюджет Эвенкийского района. В бюджете с. Ванавара на 2021 г. и плановый период 2022-2023г.г. финансирование на исполнение полномочий по водоотведению не предусмотрено. На территории с. Ванавара коммунальная услуга «водоотведение» не предоставляется. (т.1 л.д. 195).

03.02.2021г. Администрация Эвенкийского муниципального района предложила заключить договор о передаче объектов централизованной системы водоотведения в безвозмездное пользование в срок, соответствующий заключенному соглашению о передаче полномочий (том 1 л.д. 196).

Распоряжением Администрации с. Ванавара № 40-р от 18.02.2021г. две канализационные сети, шесть централизованных септиков, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию сельское поселение с. Ванавара переданы безвозмездно в собственность Эвенкийского муниципального района. Распоряжение и передаточный акт 19.02.2021г. направлены в администрацию района для подписания (т.1 л.д. 197-199).

Из письма ООО «ВанавараЭнергоком» от 26.01.2021 г., направленному в прокуратуру Эвенкийского района Красноярского края следует, что канализационные сети по адресам:

- ул. 11 Пятилетки от дома 38 до дома 32;

- ул. Спортивная от д. 61 до д. 62, 64, 63, 65, 66;

- ул. 2-я Лесная от дома 22б до ТК32, в районе домов 20,18, ТК27, ТК26, ТК25, ТК18, от дома 6 до дома 2, от дома 7 до дома 1;

- ул. Юности сети к домам 12, 14, 15, 13, 11;

- ул. Катангская от дома 11 до дома 9 и 7 и до ТК26;

- теплосети от ТК20 до ТК18;

- ул. 2-я Лесная от дома 10а до ТК25 расположены в одном лотке (теплотрассе) с тепловыми сетями и сетями водоснабжения (т.1 л.д. 46).

Согласно выписке ЕГРН сооружение «Теплотрасса» с кадастровым номером 88:03:0000000:378 (протяженность 10531м, микрорайона КГЭ), с 28.09.2016 г. принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Эвенкийский муниципальный район (т.1 л.д.202).

Разрешая заявленные требования прокурора Эвенкийского района, суд первой инстанции установил, что Администрацией Эвенкийского муниципального района, которая в настоящее время исполняет полномочия по организации в границах с.Ванавара водоотведения в рамках заключенного с администрацией с. Ванавара соглашения №476 от 30.12.2020 г., не приняты меры по организации водоотведения. В результате бездействия административного ответчика по указанным выше адресам сохраняется угроза повреждения и попадания жидких бытовых отходов в систему холодного и горячего водоснабжения, что может причинить вред здоровью граждан и загрязнение почвы по химическим, бактериологическим показателям.

Суд первой инстанции возложил на Администрацию Эвенкийского муниципального района обязанность в срок до 31.12.2021г. организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой расположенные в с. Ванавара по указанным выше адресам в соответствии со сводом правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016, а также обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующую организацию.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности на администрацию Эвенкийского муниципального района организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой, расположенные в с. Ванавара по указанным выше адресам, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Действительно, как следует из материалов дела, на территории с. Ванавара Эвенкийского района Красноярского края отвод стоков (хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения) осуществляется преимущественно через слив в септики-накопители (выгребные ямы). Так, в селе имеются два сооружения канализации (канализационные сети) с кадастровыми номерами 88:03:0000000:410 и 88:03:0000000:530 и шесть централизованных септиков. Из централизованных септиков осуществляется транспортировка стоков ассенизационными машинами с привлечением специализированной организации. Данная услуга представляет собой вывоз жидких бытовых отходов и осуществляется МКУП «Ванаваракомсервис».

Указанные обстоятельства подтверждаются схемами канализационных сетей котельной № 1 «Нефтяник» и теплопункта «Собинский» (т.1 л.д.23-30), распоряжением администрации с. Ванавара от 18.02.2021г., передаточным актом от 18.12.2021 г. (т.1 л.д. 198), перепиской между органами местного самоуправления села и района в рамках прокурорской проверки.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются предоставленной суду апелляционной инстанции схемой водоотведения, составленной ООО «Краевой инжиниринговый центр» 2017г., исходя из ч.2 которой следует, канализационных очистных сооружений нет, сточные воды канализационной сети сливаются в септики-накопители с последующим вывозом в пруды-накопители.

Часть территории с. Ванавара обеспечена централизованной системой водоотведения в септики-накопители. Остальное население канализуется в выгребные ямы (часть 8) (т.2 л.д. 115-120).

Таким образом, из материалов дела следует, что в с. Ванавара при наличии канализационных сетей, соединяющихся с септиками, отсутствует централизованная система водоотведения применительно к положениям ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Помимо этого, материалами дела подтверждается, что канализационные сети, проходящие в с. Ванавара по улицам, обследованным в ходе прокурорской проверки, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Эвенкийский муниципальный район и находятся в одном лотке с сооружением «Теплотрасса», которое с 28.09.2016г. также является собственностью административного ответчика.

Данные обстоятельства также подтверждаются актом обследования канализационных сетей (труб отведения жидких бытовых отходов) от 18.08.2021г., составленным заместителем прокурора Эвенкийского района с участием главного инженера ООО «ВанавараЭнергоком», предоставленным прокурором суду апелляционной инстанции.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что требования п. 12.36 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" по расположению канализационных труб на расстоянии не менее 0,5 метра от труб с холодным водоснабжением и теплоснабжением в с. Ванавара не исполняются.

Поскольку в соответствии с соглашением от 30.12.2020г. администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края приняла на себя обязанность по организации в с. Ванавара водоотведения, то, по мнению суда апелляционной инстанции, возложение на администрацию района обязанности провести мероприятия, связанные с организацией водоотведения в с. Ванавара, является правомерным.

То обстоятельство, что постановлением администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 03.08.2016 г. была утверждена схема водоснабжения и водоотведения с. Ванавара на период с 2014 г. по 2024 г. (л.д. 100), в которой предусматривается поэтапное создание централизованной системы водоотведения, по мнению судебной коллегии, не освобождает Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края от выполнения неотложных мер по отнесению существующих канализационных труб на расстояние не менее 0,5 метра от труб с холодным водоснабжением и теплоснабжением в с. Ванавара.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация района не уполномочена организовывать водоотведение и эту обязанность должна была выполнить ранее Администрация с. Ванавара до передачи полномочий 30.12.2020г., как на основание к отказу в административном иске судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку на сегодняшний день Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края ответственна за организацию надлежащего водоотведения в с. Ванавара и оснований для освобождения ее от надлежащего осуществления переданных полномочий не имеется.

При этом судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности на административного ответчика определить гарантирующую организацию для централизованной системы водоотведения, поскольку в настоящее время такой объект как централизованная система водоотведения в с. Ванавара отсутствует. Необходимость определить гарантирующую организацию возникнет у административного ответчика только после образования централизованной системы водоотведения.

В данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанного требования Эвенкийского районного прокурора об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения.

Кроме того, суд первой инстанции, возлагая обязанность организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации, не указал какие нарушения СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016 следует устранить.

Поэтому судебная коллегия в целях соблюдения принципа правовой определенности, а также соблюдения разумности срока исполнения судебного постановления полагает необходимым дополнить абзац третий резолютивной части решения после слов «Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016» словами «в части соблюдения расстояния между канализацией бытовой и хозяйственно-питьевого водопровода в срок до 1 сентября 2022года».

Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 30 марта 2021 года изменить.

Отменить решение в части обязания определения гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения в селе Ванавара, принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Эвенкийского районного прокурора Красноярского края в части обязания администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края определить гарантирующую организацию для централизованной системы водоотведения в селе Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Дополнить абзац третий резолютивной части решения после слов «Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016» словами «в части соблюдения расстояния между канализацией бытовой и хозяйственно-питьевого водопровода в срок до 1 сентября 2022года».

В остальной части решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 30 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

33а-10144/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Эвенкийского района Красноярского края
Ответчики
Администрация Эвенкийского муниципального района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
09.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2021Передано в экспедицию
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее