Дело № 2-1-150/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2020 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н., представителя ответчика БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Кателкина Д.В., представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Мценску и Мценскому району Управления НД ГУ МЧС России по Орловской области Данилова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об устранении нарушений пожарной безопасности,
установил:
Мценский межрайонный прокурор Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об устранении нарушений пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что Мценской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по г. Мценску и Мценскому району ГУ МЧС России по Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов». По результатам проверочных мероприятий выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно установлено, что в учреждении не обеспечено проведение проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений корпусов дома-интерната, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, п. Ивановский. Вместе с тем, несоблюдение положений законодательства о пожарной безопасности приводит к недостаточности противопожарной защищенности объекта с массовым пребыванием людей, что может повлечь негативные последствия в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан.
По указанным основаниям заместитель Мценского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно - обеспечить проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений зданий интерната, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, п. Ивановский.
В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика директор БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Кателкин Д.В. исковые требования признал.
Представитель третьего лица заместитель начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Мценску и Мценскому району Управления НД ГУ МЧС России по Орловской области Данилов Д.А. полагал, что заявленные заместителем Мценского межрайонного прокурора исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В судебном заседании пояснил, что проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» проводилась совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Мценску и Мценскому району Управления НД ГУ МЧС России по Орловской области. В результате проверки было выявлено отсутствие сведений о группе огнезащитной эффективности покрытия, не представлен протокол испытания в рамках контроля качества обработки, проведенного непосредственно после выполнения работ по огнезащите деревянных конструкций. Отсутствие указанной информации не позволяет надлежащим образом обеспечить организацию контроля и оценки состояния конструкций, обработанных огнезащитным составом, определить периодичность проверок состояния обработанных поверхностей. Кроме того, контроль качества огнезащитной обработки (пропитки) древесины производится путем расчета по формуле, позволяющей определить в единице объема древесины количество огнезащитного состава, то есть установить его концентрацию. В актах учреждения, составленных по результатам комиссионных проверок, такие расчеты отсутствуют. Также, в силу требований действующего законодательства, проведение проверки состояния огнезащитной обработки предусматривает использование специальных приборов, оборудования, создание необходимого уровня влажности и температурного режима в помещении, где проводятся испытания образцов проб древесины. Вместе с тем, специальные условия и соответствующее оборудование для проведения проверок в учреждении отсутствуют, что указывает необходимость привлечения для этих целей специализированной организации.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» одним из основных принципов обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и должностными лицами, а также гражданами определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статья 1 названного Федерального закона к мерам пожарной безопасности относит действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения требований пожарной безопасности, в том числе к зданиям и сооружениям, принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В силу п. 6 ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничения последствий их воздействия является применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
Частью 1 ст. 58 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ установлено, что огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Данными правилами (п. 21) на руководителя организации возлагается обязанность, в том числе, по осуществлению проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составлению актов (протоколов) проверки состояния огнезащитной обработки. Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693 утвержден свод правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2012) который введен в действие с 1 декабря 2012 г.
Пунктом 5.4.5 СП 2.13130.2012 установлено, что пределы огнестойкости и классы пожарной опасности конструкций чердачных покрытий в зданиях всех степеней огнестойкости не нормируются, кровлю, стропила и обрешетку, подшивку карнизных свесов допускается выполнять из горючих материалов, за исключением специально оговоренных случаев.
Конструкции фронтонов допускается проектировать с ненормируемыми пределами огнестойкости, при этом фронтоны должны иметь класс пожарной опасности, соответствующий классу пожарной опасности наружных стен с внешней стороны.
В зданиях I - IV степеней огнестойкости с чердачными покрытиями, при стропилах и (или) обрешетке, выполненных из горючих материалов, кровлю следует выполнять из негорючих материалов, а стропила и обрешетку в зданиях I степени огнестойкости подвергать обработке огнезащитными составами I группы огнезащитной эффективности, в зданиях II - IV степеней огнестойкости огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292, либо выполнять их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению горения.
Приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 г. № 68-ст утвержден «ГОСТ Р 53292-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний» (далее по тексту - ГОСТ Р 53292-2009).
Пунктом 5.3 ГОСТ Р 53292-2009 установлены требования к контролю качества выполненных работ, который включает проверку состояния огнезащищенной поверхности, проверку соблюдения технологии нанесения, качественную оценку огнезащитной обработки с использованием малогабаритного переносного прибора, проверку соблюдения иных требований, предусмотренных технической документацией.
Контроль качества огнезащитной обработки древесины, защищенной способом глубокой пропитки, проводится по контрольному методу определения огнезащитной эффективности на образцах, пропитанных одновременно с партией древесины, и по количеству поглощенного огнезащитного состава (антипирена) в единице объема древесины (кг/м3), определяемого по соответствующей формуле.
В процессе эксплуатации необходим периодический осмотр защищенных поверхностей объектов огнезащиты. Периодичность проведения качественной оценки выполненной огнезащиты с использованием малогабаритного переносного прибора определяется с учетом установленного срока службы, состояния защищенной поверхности и условий эксплуатации.
Согласно п. 6 ГОСТ Р 53292-2009 для определения огнезащитной эффективности применяются следующие средства измерения, оборудование и материалы: установка «Керамическая труба», весы (класс точности III), секундомер (класс точности 2), газ бытовой, фольга алюминиевая толщиной от 0,014 до 0,018 мм марки ФГ, вытяжной шкаф с принудительной вентиляцией, емкость для пропитки образцов древесины, установка (устройство) для нанесения огнезащитного состава методом распыления, кисти, шпатели, эксикатор, цинк азотнокислый 6-водный (п.п. 6.1.1.1.).
Допускается применять другие регистрирующие приборы, обеспечивающие такую же или меньшую погрешность и соответствующие пределы измерения (п.п. 6.1.1.2.).
Испытания проводят не менее чем на 10 образцах в вытяжном шкафу с принудительной вентиляцией, скорость движения воздуха не более 5 м/с (п.п. 6.1.3.1.).
По результатам испытания устанавливают группу огнезащитной эффективности. При потере массы не более 9 % для огнезащитного состава устанавливают I группу огнезащитной эффективности. При потере массы более 9 %, но не более 25% для огнезащитного состава устанавливают II группу огнезащитной эффективности. При потере массы более 25 % считают, что данный состав не обеспечивает огнезащиту древесины и не является огнезащитным (п.п. 6.1.3.3.).
Результаты испытаний и расчетов заносят в протокол испытаний, который должен содержать следующие сведения: дата проведения испытаний, наименование испытательной лаборатории, наименование и адрес заказчика, основание для проведения испытаний, наименование огнезащитного состава, способ обработки, номер партии, дата изготовления состава, место отбора проб, условия проведения испытания (п.п. 6.1.3.4.).
Как следует из представленного в материалах дела Устава БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» данное учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Учреждение оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические и другие виды услуг. Учреждение организовано для проживания одновременно 105 человек в рамках государственного задания. В бюджетное учреждение принимаются граждане пожилого возраста, достигшие возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе инвалиды старше 18 лет, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, ранее судимые, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению и нуждающиеся в постоянном уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах (л.д. 12-29).
Таким образом, БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» является объектом круглосуточного массового пребывания людей.
10 декабря 2019 г. заместителем Мценского межрайонного прокурора Орловской области принято решение о проведении проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», срок проведения проверки установлен с 10 декабря 2019 г. по 8 января 2020 г. (л.д. 6).
По результатам проверки помощником Мценского межрайонного прокурора и заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Мценску и Мценскому району Управления НД ГУ МЧС России по Орловской области составлен акт, из которого следует, что руководителем учреждения в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, не обеспечено проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений зданий интерната (л.д. 7).
В письменных объяснениях, полученных в рамках проводимой проверки, руководитель БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» выявленные нарушения не оспаривал, указал на отсутствие денежных средств, необходимых для проведения соответствующих испытаний (л.д. 8-9).
В материалах дела также представлен договор на оказание услуг (выполнение работ) в области пожарной безопасности, заключенный 25 августа 2015 г. между Орловским областным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО Орловской области) и БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов». Предметом данного договора является выполнение ВДПО Орловской области работ, в частности, по огнезащитной обработке деревянных конструкций зданий и сооружений учреждения (л.д. 75-76).
Согласно акту сдачи-приемки работ от 4 сентября 2015 г. проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций зданий БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» общей поверхностью 2577 кв.м. защитным составом «Фоскон-Кострома» (лд. 77).
22 мая 2019 г. комиссией в составе заместителя директора БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», заведующей хозяйством и специалистом по пожарной безопасности проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений корпусов учреждения путем снятия с деревянных конструкций в трех местах стружки толщиной 1 мм и поджигания ее в отведенном и подготовленном месте. В результате проверки установлено, что огнезащитная обработка не потеряла своих огнезащитных свойств и допускается к дальнейшей эксплуатации, о чем составлены соответствующие акты (л.д. 66, 67, 68, 69, 70).
Вместе с тем, информация, отраженная в актах проверки состояния огнезащитной обработки от 22 мая 2019 г., не соответствует требованиям, установленным к порядку и методам проведения и оформления таких проверок, в частности положениям свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденного Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693, и положениям «ГОСТ Р 53292-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 г. № 68-ст.
Представитель ответчика директор БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Кателкин Д.В. в судебном заседании пояснил, что при проведении комиссией учреждения проверки состояния огнезащитной обработки не использовалось специальное оборудование, не проводился расчет огнезащитной эффективности по количеству поглощенного огнезащитного состава в единице объема древесины.
Кроме того, в материалы дела не представлены документы, содержащие сведения о группе огнезащитной эффективности покрытия деревянных конструкций корпусов учреждения, а также не представлен протокол испытания в рамках контроля качества обработки, проведенного непосредственно после выполнения ВДПО Орловской области работ по огнезащите деревянных конструкций.
Между тем, неисполнение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы пожарной безопасности, может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 34 и ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание данные обстоятельства, исковые требования заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к БСУ СО Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об устранении нарушений пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об устранении нарушений пожарной безопасности удовлетворить.
Возложить на Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно - обеспечить проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений зданий интерната, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, п. Ивановский.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2020 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева