Решение по делу № 2-1435/2021 от 06.04.2021

     Дело номер

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                                                                    27 апреля 2021 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре Бакулиной Е.А.,

с участием:

истца Хлынова А.С.,

представителя ответчика ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 Данилова С.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлынова Алексея Сергеевича к ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адрес номер о признании незаконным решения номер от дата об отказе в назначении пенсии по потере кормильца, установления факта нахождения на иждивении, обязании назначить пенсию с момента смерти кормильца,

                                          У С Т А Н О В И Л:

Истец Хлынов А.С. обратился в суд к ответчику ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адрес номер с иском о признании незаконным решения номер от дата об отказе в назначении пенсии по потере кормильца, установления факта нахождения на иждивении, обязании назначить пенсию с момента смерти кормильца, в обоснование указав, что в связи со смертью кормильца (отца) Ф.И.О.1, дата он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по потере кормильца. К заявлению приложил документы, подтверждающие право на получение пенсии: копию свидетельства о его рождении, копию своего паспорта и паспорта умершего отца, копию паспорта матери, копию свидетельства о заключении брака родителей, копию СНИЛС на имя Ф.И.О.1, копию СНИЛС на своё имя, справку с места работы отца, справку об учёбе, а также справку о размере стипендии.

Своим решением номер от дата ответчиком ему было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку в соответствии с п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях», дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца. Согласно ч.1 ст.10 указанного закона, право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Нахождение не иждивении в в момент смерти подтверждается родственными отношениями и прохождением обучения по очной форме. Ответчик должен был назначить ему страховую пенсию с момента смерти отца дата. однако отказал, не имея на то оснований, чем нарушил его право на получение пенсии.

В связи с чем просит признать незаконным решение ответчика номер от дата о отказе в назначении пенсии, установить факт нахождения на иждивении у отца Ф.И.О.1 на момент смерти дата год на основании родственных связей и нетрудоспособностью истца по причине прохождения обучения по очной форме, обязать назначить истцу страховую пенсию по потере кормильца с момента смерти отца, то есть с дата.

Истец Хлынов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, также пояснил, что родители вместе не проживали, однако отец всегда помогал ему, он давал ему деньги, покупал продукты, одежду, делал подарки на праздники и дни рождения, эта помощь была для него существенной поскольку сам он обучается на очной форме обучения в Волгоградском государственном университете, и работать не имеет возможности. В период каникул он действительно получал пособие в связи с уходом за своей прабабушкой, размер пособия составлял чуть более одной тысячи рублей. Поскольку он хорошо учится, университет в 2020 году выплачивал ему материальное поощрение, это выплачивается студентам на усмотрение университета.

Представитель ответчика ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 Данилов С.В. в судебном заедании возражал против удовлетворения исковых требований истца, просил в иске истцу отказать в полном объёме, пояснил, что истцом не представлено доказательств нахождения на иждивении умершего отца, поскольку у него также есть мать, которая также участвует в его содержании. Истец обратился к ним дата, но тот момент истцу уже исполнилось 18 лет, то есть уже достиг полной дееспособности.

Умерший отец истца Ф.И.О.1 пенсию не получал, на момент смерти официально не работал, уволен дата из ООО «Производственное объединение полимерные материалы». Документы о доходах кормильца, а также документы, подтверждающие оказание материальной помощи Ф.И.О.2 своему сыну, которая являлась бы постоянным и основным источником средств к существованию, заявителем не представлено. В связи с тем что отец истца официально не работал с сентября 2020 года, и не соответственно не мог предоставлять истцу денежные средства, которые бы являлись постоянным и основным источником к существованию.

Кроме того, истец получает стипендию в университете, с июля по сентябрь 2020 года являлся лицом осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами с дата по дата. Средний доход за год составил 8965,01 рублей (в том числе средний размер стипендии 5 733,33 рублей, среднемесячный размер заработной платы 1431,68 рублей, компенсационная выплата по уходу 1800 рублей). Таким образом, у истца на момент обращения к ответчику имелся собственный источник дохода.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Хлынов Алексей Сергеевич, дата года рождения, является сыном Ф.И.О.1 (л.д.19).

дата Ф.И.О.1 умер (л.д.15). На момент его смерти Ф.И.О.2 достиг возраста 19 лет.

Ф.И.О.2 с дата обучается по очной форме обучения по основной образовательной программе в ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», срок обучения в котором с дата по 0дата, обучение на бюджетной основе.

дата Ф.И.О.2 обратился в к ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адрес номер с заявлением о назначении ему страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Решением ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адрес номер от дата номер Ф.И.О.2 отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по причине недоказанности факта нахождения его на иждивении умершего отца – Ф.И.О.1, который, согласно сведениям индивидуального лицевого счета, трудовой деятельности не осуществлял с сентября 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.

К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. N 36-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. N 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Положения приведённых норм права о круге лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, и об условиях назначения данной пенсии ответчиком истолкованы неправильно, вследствие чего решение ответчика об отсутствии оснований для назначения Хлынову А.С. страховой пенсии по случаю потери кормильца нельзя признать правомерным.

Между тем, по общему правилу, закреплённому в части 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", иждивение детей умерших родителей до достижения детьми возраста 18 лет предполагается и не требует доказательств.

В судебном заседании нашло своё подтверждение, что после достижения совершеннолетия (21 октября 2019 г.) и до смерти своего отца – Хлынова С.Ю. (05 января 2021 г.) он продолжал находиться на его иждивении, обучался в университете, материальная помощь отца (денежные средства, продукты питания, предметы одежды и техники) была для него единственным источником средств к существованию. Доводы ответчика о том, что истец получал стипендию и компенсационные выплаты по уходу, то есть имел свой собственный доход, в связи с чем у него отсутствуют основания для назначения пенсии по потере кормильца, суд признает не состоятельными, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода, суд приходит к выводу, что истец Хлынов А.С. состоял на иждивении умершего кормильца (отца Хлынова С.Ю.), поскольку получал от него помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, проходя обучение по очной форме обучения истец не имеет возможности работать.

Суждение ответчика об отсутствии оснований полагать, что оказываемая Хлыновым С.Ю. помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию Хлынова А.С., поскольку Хлынов С.Ю. с сентября 2020 г. и по день своей смерти официально не был трудоустроен, то есть не имел стабильного заработка, из которого начисляются и уплачиваются налоги и соответствующие страховые взносы, несостоятельно.

Законом способы оказания такой помощи, а также источники и виды доходов умершего кормильца для её оказания не определены, эта помощь может быть оказана за счёт не только заработной платы, но и иных доходов кормильца, и может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме, как-то: в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарственными средствами в целях жизнеобеспечения члена семьи и т.п.

Ввиду изложенного суд приходит к обоснованному выводу, что исковые требований истца Хлынова А.С. подлежат удовлетворению, имеются основания для отмены решения ответчика № 19558/21 от 28.01.2021 года, на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу Хлынову А.С. страховую пенсию по случаю потери кормильца со дня смерти отца до окончания им обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хлынова Алексея Сергеевича к ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения номер от дата об отказе в назначении пенсии по потере кормильца, установления факта нахождения на иждивении, обязании назначить пенсию с момента смерти кормильца, - удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адрес номер номер от дата об отказе в назначении Ф.И.О.2 пенсии по потере кормильца.

Установить факт нахождения Ф.И.О.2, дата года рождения, уроженца адрес, на иждивении отца Ф.И.О.1, дата года рождения, уроженца адрес, умершего дата.

Обязать ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адрес номер назначить Ф.И.О.2 страховую пенсию по потере кормильца, с момента смерти отца Ф.И.О.1, то есть с дата и до окончания им обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

    Полный (мотивированный) текст решения суда изготовлен 30 апреля 2021 года

Судья                                       Т.В. Макарова

2-1435/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хлынов Алексей Сергеевич
Ответчики
ГУ Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области
Суд
Советский районный суд г. Волгоград
Судья
Макарова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
sov.vol.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее