11RS0002-01-2019-003816-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута, Республики Коми 18 декабря 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1927/2019 по иску Шевелевой М.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности по приобретению жилого помещения,
установил:
истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута»), Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности по приобретению жилого помещения.
В обоснование требований указано, что истцом получен жилищный сертификат на приобретение квартиры в г. Москве площадью 33 кв.м, однако суммы оказалось недостаточно для приобретения однокомнатной квартиры, и на денежные средства, полученные от сертификата, истец смогла приобрести квартиру в г. Мариинский Посад Чувашской Республики. Решением Воркутинского городского суда от 22.11.2016 № 2-2798/2016 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, у неё изъяли и передали в собственность г. Воркуты. Полагает, что указанная квартира к жилищному сертификату не имеет никакого отношения, так как Федеральный закон № 125-ФЗ от 25.10.2002 вступил в силу с 01.01.2003, а на очередь она была поставлена первоначально в 1985 году, повторно в 1992 году по федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районном Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», разработанной в соответствии с Указом Президента Российской федерации от 23.09.1992 № 1122, которая позже была утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.06.1995 № 700 и действовала до выхода федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998. В 1993 году вышел Федеральный закон № 5082-1 от 02.06.1993, согласно которому выдавалось жилье как благодарность за работу в районах Крайнего Севера не менее 10 календарных лет. Жилье предоставлялось по выбору граждан, без конфискации имеющегося жилья, независимо от его местонахождения, будь то юг или север. На основании изложенного, просит возложить на ответчиков обязанность в соответствии с Конституцией РФ и выданным сертификатом приобрести ей двухкомнатную квартиру в городе Москве.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия.
Ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрения дела в их отсутствие, направили в адрес суда отзывы на исковое заявление, где указали о несогласии с заявленными требованиями.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-2798/2016, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Шевелева М.А. состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом с датой постановки на учет 20.12.1992 по категории «пенсионеры». Являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее — Подпрограмма).
Шевелева М.А. 20.05.2014 обратилась с заявлением к главе администрации ГО «Воркута» о выделении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Москва на состав семьи- 1 человек.
Статьей 6 Федерального закона установлено, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременении, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (ч.2 ст.6).
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (ч.3 ст.6).
По условиям Правил, выдача сертификата гражданину производится при наличии обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременении, в государственную или муниципальную собственность (пп. "ж" п. 44 Правил).
Таким образом, обязательным условием предоставления социальной выплаты (выдачи ГЖС) гражданину является данное им обязательство безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременении, в государственную или муниципальную собственность.
Шевелевой М.А. было подписано обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по адресу: Республика Коми, <адрес>, согласно которому она обязалась в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения, посредством реализации государственного жилищного сертификата, освободить жилое помещение и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - ведомственная целевая программа, Правила).
Из положений Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 153 (п. 2) следует, что участие в подпрограмме является добровольным и предполагает безусловное согласие с ее условиями, как участников программы, так и членов их семьи, а также необходимость исполнения ими данных условий.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ во взаимосвязи с положениями пп. "ж" п. 44 Постановления Правительства РФ N 153, для получения жилищной субсидии гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, обязан предоставить подписанное им и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство заключении договора о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Согласно статье 4 Федерального закона право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Статьей 5 Федерального закона установлено, что норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и действует на дату расчета жилищной субсидии.
Как следует из ст. 5 Федерального закона, положений п. п. 15, 16, 16.1 Постановления Правительства РФ N 153, при расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается норматив предоставления жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) на приобретение жилого помещения исходя из участника подпрограммы и членов его семьи, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы истца о недостаточности полученной ею суммы единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, сами по себе не свидетельствуют о неправильном расчете указанной единовременной социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в Республике Коми - Минстроем Республики Коми). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
В целом действующий механизм предоставления мер государственной поддержки гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает предоставление гражданам квартир государственного или муниципального жилищного фонда. Приобретение жилых помещений осуществляется самим гражданином, как в пределах суммы социальной выплаты, так и с привлечением собственных или заемных средств.
17.06.2015 Шевелевой М.А. через Минархстрой Республики Коми был выдан государственный жилищный сертификат серии ПС ... на получение жилищной субсидии в размере 1422234 руб. на приобретение жилого помещения на территории г.Москвы.
Администрацией ГО «Воркута» 06.07.2015 Шевелевой М.А. был вручен вышеуказанный государственный жилищный сертификат, Шевелева М.А. ознакомилась с суммой социальной выплаты, на оборотной стороне бланка сертификата в графе «Достоверность сведений, содержащихся в сертификате, проверил(а), сертификат получил(а)» подписалась, указав дату получения сертификата.
Согласно выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Шевелевой М.А. была перечислена субсидия 1422234 руб. в связи с приобретением жилья в Московской области на основании договора купли - продажи.
Расчет размера социальной выплаты, предоставленной Шевелевой М.А., был осуществлен в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно информационной системе ведения учета выданных и оплаченных государственных жилищных сертификатов социальная выплата на имя Шевелевой Марины Андреевны перечислена 27.11.2015.
Указанные денежные средства Шевелева М.А. направила на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, р.<адрес>, что подтверждается выпиской из реестра оплаченных ГЖС за период с 01.11.2015 по 30.11.2015, представленной Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В пункте 65 Правил определено, что социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику ведомственной целевой программы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.
Таким образом, обязательства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за пределами РКС и приравненных к ним местностей в форме ГЖС выполнены в полном объеме.
Решением Воркутинского городского суда РК от 22.11.2016 № 2-2798/2016 прекращено право собственности Шевелевой М.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано право собственности на данную квартиру за муниципальным образованием городского округа «Воркута», Шевелева М.А. выселена из указанного жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании изложенного доводы истца о том, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес> не имеет никакого отношения к Жилищному сертификату не основаны на действующем законодательстве, поскольку освобождение и безвозмездное отчуждение указанного жилого помещения в муниципальную собственность, в порядке, установленном законом и в соответствии с принятым Шевелевой М.А. обязательством, являлись обязательными условиями выдачи истцу государственного жилищного сертификата.
Оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчиков обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и выданным сертификатом приобрести жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры в г. Москве не имеется.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шевелевой М.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности по приобретению жилого помещения – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2019.
Председательствующий Е.В.Машковцева