Председательствующий – Завгородний А.В. Дело № 33-704
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2012 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Солоповой И.В.,
судей – Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре – Казандыковой Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Горно-Алтайска Насоновой М.Ю. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым,
исковое заявление Голотовской Р.М. к администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, удовлетворено;
возложена обязанность на администрацию города Горно-Алтайска предоставить вне очереди Голотовской Р.М. жилое помещение, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления МО «г. Горно-Алтайск», но не выше установленной социальной нормы площади жилого помещения на одного человека и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании «г. Горно-Алтайск», установленной Правительством Республики Алтай - органом исполнительной власти Республики Алтай в сфере социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном в приложении №6 к постановлению Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голотовская Р.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди, мотивируя требования тем, что является ребенком-сиротой с июля 2010 года, так как решением <адрес> суда ее родители лишены родительских прав, назначен опекун Е.Н.А. Голотовская Р.М. является учащейся второго курса <данные изъяты> училища. Вступила в брак с Г.И.Е.. В настоящее время беременна, в августе 2012 года родится ребенок. Постоянного места жительства и жилья в собственности, пользовании Голотовская Р.М. не имеет. Порядковый номер на предоставление жилья – 189, жилого помещения не получила, что противоречит п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель администрации г. Горно-Алтайска Насонова М.Ю., в жалобе просит решение суда отменить, в связи со следующим. В нарушение п. 24 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 г. №316, в резолютивной части решения суда указано, что при предоставлении жилого помещения должна быть учтена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании «г. Горно-Алтайск», установленной Правительством Республики Алтай – органом исполнительной власти Республики Алтай в сфере социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, поскольку средняя рыночная стоимость учитывается при предоставлении субсидии. Согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 5,8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является отдельным государственным полномочием и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями, при условии предоставления им субвенций на эти цели и только в их пределах. Указанные предписания развиты в ст. 86 БК РФ. Кроме того, вышеизложенная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 г. №2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита». Конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом РФ в указанных судебных постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике. В п. 3.1.3 Приложения №1 Закона Республики Алтай от 16.12.2011 г. №80-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию «г. Горно-Алтайск» на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год в размере 14 371 рубля. На момент вынесения решения уже были использованы все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию «г. Горно-Алтайск» для исполнения в 2012 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Таким образом, у Администрации г. Горно-Алтайска отсутствуют полномочия и обязанности по обеспечению в 2012 году жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, то есть по исполнению государственных полномочий. Специальное законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не определяет преимуществ по получению жилья среди названной категории граждан, в связи с чем, внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы, является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус и состоящих на учете. Кроме того, в Акте Контрольно-счетной палаты Республики Алтай от 30.05.2012 г., составленном по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что обеспечение жильем детей-сирот по решениям суда ущемляет права и законные интересы других граждан данной категории и создает негативную обстановку среди оставшихся детей-сирот, которые уже длительное время не могут получить жилое помещение.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г. Горно-Алтайска Насонову М.Ю., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, Голотовскую Р.М., возражавшую относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Голотовская (до заключения брака – Абуева) Р.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Родители истицы – Т.М.А. и М.У.К. решением <адрес> суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее лишены родительских прав. Распоряжением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Абуевой Р.М. назначен попечитель – Е.Н.А.
ДД.ММ.ГГГГ между Г.И.Е. и Абуевой Р.М. заключен брак, Абуевой Р.М. присвоена фамилия – Голотовская, что подтверждается свидетельством о заключении брака. С вступлением в брак попечительство над Голотовской Р.М. прекращено в силу п.3 ст.40 ГК РФ. Из приказа БУ СПО Республики Алтай «<данные изъяты> училище» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Голотовская Р.М. отчислена из списочного состава студентов по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, снята с социальной выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с социальной стипендии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № порядковый номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 189.
Справкой Отдела земельных отношений МУ «Управление по имуществу и земельным отношениям <адрес>» подтверждено, что Голотовская Р.М. на территории г. Горно-Алтайска земельным участком на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, собственности не обладает, земельный участок для индивидуального жилищного строительства ей не предоставлялся.
Из уведомления Управления Росреестра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Голотовской (Абуевой) Р.М. отсутствуют.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006г. №316, которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. Так, пунктами 2, 3, 3.2 Положения установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с п.24 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Алтай обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на администрацию г. Горно-Алтайска обязанности по предоставлению Голотовской Р.М. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами, является правильным.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
В связи с чем, доводы администрации города Горно-Алтайска об использовании средств в 2012 году по обеспечению жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, о злоупотреблении правом истца, поскольку это ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус, являются необоснованными.
Вместе с тем, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что из резолютивной части оспариваемого решения подлежит исключению указание суда о возложении обязанности на администрацию города Горно-Алтайска предоставить вне очереди Голотовской Р.М. жилое помещение, не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании «г. Горно-Алтайск», установленной Правительством Республики Алтай - органом исполнительной власти Республики Алтай в сфере социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном в приложении №6 к постановлению Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316, поскольку суд при разрешении требований истца, как указано выше, руководствовался п. 24 Положения о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утв. Постановление Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 N 316 (ред. от 25.05.2012).
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Горно-Алтайска Насоновой М.Ю. – без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ указание о возложении обязанности на администрацию города Горно-Алтайска предоставить вне очереди Голотовской Р.М. жилое помещение, не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании «г. Горно-Алтайск», установленной Правительством Республики Алтай - органом исполнительной власти Республики Алтай в сфере социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном в приложении №6 к постановлению Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи Е.А. Кокшарова
С.А. Шинжина