78RS0002-01-2019-006496-40
Дело № 2-414/2020 25 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Павловой М.А.
С участием адвоката Калугиной Е.В.
При секретаре Жестковой М.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева А. О. и Игнатович К. О. к Парфенову С. В. о признании завещания недействительным
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Парфенову С. В., в котором просили признать завещание Князева О. Ю., составленного 28 августа 2018 года, удостоверенного нотариусом Б. Г.И. недействительным.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что 21 марта 2019 года умер Князев О.Ю. после смерти которого открылось наследство. Истец является наследником первой очереди после смерти своего отца Князева О.Ю. 29.04.2019 года при обращении к нотариусу истцам стало известно, что имеется завещание Князева О.Ю. на имя Парфенова С.В. Полагая, что данное завещание недействительно, поскольку Князев О.Ю. на момент его составления не мог понимать значение совершаемых действий, истцы обратилась в суд с заявленными требованиями.
Представитель истцов – адвокат Калугина Е.В. в судебное заседание явилась, просила иск удовлетворить.
Ответчик и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования не признали.
Третье лицо нотариус Балукова Г. И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее представляла заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО15, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14, изучив и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу пункта 1 статьи 1118 Гражданского кодекса РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1119 Гражданского кодекса РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание) (п. 1). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием (п. 2).
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В силу действующего законодательства такие сделки являются оспоримыми, в связи с чем лицо, заявляющее требование о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в ст. ст. 177 и 179 ГК РФ, согласно положениям ст. 56 ГПК РФ обязано доказать наличие оснований недействительности сделки.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 21 марта 2019 скончался Князев О.Ю., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7).
После смерти Князева О.Ю.осталось наследственное имущество, в том числе в виде 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1619+/-14 кв.м., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Большезагорская волость, <адрес>; денежные вклады в ПАО «Сбербанк России».
28.08.2018 года Князевым О.Ю. было составлено завещание, удостоверенное нотариусом Санкт-Петербурга Балуковой Г. И., зарегистрированное в реестре за N 51/75-н/78-2018-1-1-38, согласно которому он завещал все движимое и недвижимое имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, гражданину Парфенову С. В. (л.д.54). 11 апреля 2019 года в пределах установленного законом срока, Парфенов С.В. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Князева О.Ю. на основании завещания от 28.08.2018 года (л.д.51 оборот).
29 апреля 2019 года в пределах установленного законом срока, к нотариусу с заявлениями о принятии наследства по закону, оставшегося после смерти их отца Князева О.Ю., обратились Князев А.О. и Игнатович К.О.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указали, что с 17 лет Князев О.Ю. страдал рядом заболеваний, в том числе шизофренией, состоял на учете в ПНД. Ввиду имеющегося заболевания шизофренией Князеву О.Ю. категорически нельзя было употреблять спиртное, поскольку состояние алкогольного опьянения сильно влияло на его психическое состояние, он становился агрессивным.
Приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга 09.10.2014 года по делу 10612/14 Князев О.Ю. был признан виновным в совершении преступления предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.88-112).
Так же, в данном приговоре в отношении Князева О.Ю. имеется ссылка на амбулаторную комплексную психолого- психиатрическую экспертизу № 1451.434.3 от 27 мая 2013 г., согласно выводам которой, Князев О.Ю. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики не страдает.
Данное экспертное заключение никем не оспаривалось, не было предметом обжалования в апелляционной инстанции.
Как указывают истцы, из-за заболеваний, а также ввиду нахождения в места лишения свободы, психическое состояние Князева О.Ю. в последние годы резко ухудшилось, он сталь больше употреблять спиртных напитков.
В ходе судебного разбирательства представителем истцов адвокатом Калугиной Е.В. было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной комплексной экспертизы для установления психического состояния здоровья Князева О.Ю. в момент составления завещания от 28.08.2018 года.
Определением от 26.03.2020 года по делу была назначена посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
В соответствии с Заключением комиссии судебных экспертов N 2032.1131.2 от 12 мая 2020 года Князев О.Ю. на момент подписания завещания ДД.ММ.ГГГГ психическим расстройством, лишающим его способности понимать значение своих действий и руководить ими, не страдал, у него имелись признаки <данные изъяты>. Об это свидетельствуют материалы уголовного дела. Данные анамнеза, из которых видно, что в детстве Князев О.Ю. правильно развивался, получил образование, к психиатрам не обращался. Длительное систематическое злоупотребление спиртными напитками запоями привело к развитию психофизической зависимости от алкоголя. При клиническом обследовании на АСПЭ в 2013 г. у Князева О.Ю. выявлялись изменения личности по алкогольному типу с эмоциональной огрубленностью, этическим снижением, при этом какая-либо психиатрическая симптоматика не выявлялась, интеллектуально-мнестические, прогностические и критические способности оставались сохранными, рекомендовалось считать вменяемым. Данные о выраженных когнитивных нарушениях, психических расстройствах у Князева О.Ю. в юридически значимый период в материалах дела, медицинской документации отсутствуют, психиатрами не осматривался, свидетельские показания разноречивы. Анализ материалов гражданского дела, медицинской документации показывает, что Князев О.Ю., в связи с отсутствием указаний на выраженные расстройства интеллекта, памяти, функций критики и прогноза, на момент подписания завещания 28.08.2018 года мог понимать значение своих действий и руководить ими (л.д.142-150).
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку заключение содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на нормативную документацию, выводы по поставленному вопросу. Экспертами были оценены все представленные документы. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ.
Оценивая заключение экспертов, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.
Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, в материалах дела не имеется.
Свидетели ФИО14, ФИО15 и ФИО16, допрошенные судом по ходатайству представителя ответчика, подтвердили, что Князев О.БЮ. не страдал какими-либо психическими заболеваниями.
Свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12 подтвердили доводы, изложенные истцами в исковом заявлении о чрезмерном злоупотреблении Князевым О.Ю. спиртными напитками.
Довод истцов о том, что в период с конца января 2019 года до самой смерти Князев О.Ю. был в алкогольном запое не подтверждается материалами дела. Сами истцы в данный период не поддерживали отношения с отцом, что ими не оспаривается.
В материалах дела имеется письменная позиция третьего лица нотариуса Б. Г.И., из которой следует, что в момент совершения завещания Князев О.Ю. осознавал свои действия, мог руководить ими, какие-либо признаки наличия психического расстройства установлены не были.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, заключения проведенной по делу судебной экспертизы, достоверно установив, что Князев О.Ю. в момент составления оспариваемого истцами завещания от 28.08.2018 года осознавал значение своих действий и мог ими руководить; учитывая, что достоверных доказательств наличия оснований, предусмотренных ст. 177 ГК РФ для признания завещания недействительным, истцами, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было; само по себе злоупотребление алкоголем не свидетельствуют о невозможности Князева О.Ю. понимать значение своих действий и руководить ими; приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, руководствуясь ст. ст. 167, 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Князеву А. О. и Игнатович К. О. в удовлетворении исковых требований к Парфенову С. В. о признании завещания Князева О. Ю., составленного 28 августа 2018 года, удостоверенного нотариусом Б. Г.И. недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья М.А. Павлова
Мотивированное решение составлено 10 июля 2020 года