Дело № 2-1243/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снегиревой Л.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонному) о защите пенсионных прав,
установил:
Снегирева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала (межрайонное) о включении периодов работы: с 01.01.2002 по 22.07.2002, с 23.07.2002 по 09.06.2003, с 17.06.2003 по 11.06.2004, с 06.12.2004 по 06.09.2005 и с 12.12.2007 по 26.02.2008 в общий трудовой и страховой стаж; обязать ответчика учесть работы по трудовым соглашениям с 01.06.2002 по 31.07.2002, с 01.02.2003 по 28.02.2003, с 01.02.2003 по 28.02.2003, за которые выплачивались страховые взносы, обязать ответчика выполнить требования ст. 3 Соглашения, обязывающей государство взять на себя расходы по пенсионному обеспечению истца за все периоды трудовой деятельности без взаимных расчетов между государствами-участниками Соглашения; обязать ответчика получить в Пенсионном фонде Украины сведения из базы данных персонифицированного учета о суммах страховых взносов с 01.01.2002 по 31.12.2008; обязать ответчика во исполнение ст. 4 Соглашения о гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении принять расчет сведений о суммах страховых взносов в Пенсионный фонд Украины с 01.01.2002 в соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации»; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца в сторону увеличения с учетом полученных сведений о страховых взносах за указанные выше периоды трудовой деятельности с даты назначения пенсии, то есть с 01.09.2014. В обоснование своих требований указала на то, что при назначении ответчиком пенсии истцу на территории Российской Федерации 01.09.2014 ответчиком не включены в трудовой страж и страховой стаж спорные периоды работы, не запрошены сведения о страховых начислениях из Пенсионного органа Республики Украины, а соответственно и не учтены страховые взносы при назначении пенсии, что противоречит ст. ст. 2 и 4, п. 2 ст. 6, ст.ст. 7 и 10 Соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», а также письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18, а также распоряжению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. Пунктом 5 этих Рекомендаций предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В судебном заседании Снегирева Л.А. просила исключить из п. 2 своих требований период с 17.06.2003 по 11.06.2004, когда она состояла на учете в качестве безработной в Киевском районном центре занятости г. Донецка, в остальной части на требованиях настаивала, а также дополнила требования - просит также признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Сортавала по РК (межрайонное) от 11.10.2017 № 348, ссылаясь на Соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», а также письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18, а также распоряжению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, в частности на п. 5 этих Рекомендаций. Просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представители ответчика Школьникова Т.В., Ходченкова Е.В., действующие на основании доверенностей, требования истицы не признали и пояснили, что действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, как на момент назначения пенсии истицы, так и на момент обращения за перерасчетом размера пенсии, не предусмотрен учет страховых взносов, которые внесены в Пенсионный фонд иного государства, в том числе и государства-участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992. Просят в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов пенсионного дела, истец являлась получателем пенсии по возрасту на территории Республики Украина с июля 2014. В 2014 году истица переселилась в Российскую Федерацию из г. Донецка из-за угрозы жизни по причине боевых действий. 23.03.2015 Снегирева Л.А. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Питкяранта РК о назначении ей трудовой пенсии в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Решением ГУ УПФ РФ в г. Питкяранта РК от 31.03.2015 истице была назначена страховая пенсия по старости с 01.03.2015. Решением Пенсионного фонда от 26.10.2015 отменено решение о назначении пенсии Снегиревой Л.А. по старости с 31.03.2015 в связи с поступлением из Украины пенсионного дела.
Решением от 28.10.2015 ГУ УПФ РФ в г. Питкяранта Снегиревой Л.А. назначена страховая пенсия по старости с 01.09.2014, с 23.10.2014 Снегирева Л.А. застрахована в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
05.10.2017 Снегирева Л.А. обратилась с заявлением ГУ УПФ РФ в г. Сортавала (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов работы и отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд на территории Республики Украина. Решением ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) №348 от 11.10.2017 Снегиревой Л.А. отказано в перерасчете размера страховой пенсии. С данным решением не согласна истица, указывает, что оно принято в нарушении требований Соглашения о Содружестве Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18, а также распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях», Федеральным закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, доводы истицы, что при назначении пенсии ответчиком незаконно не учтены периоды страхового стажа с 2002 года по 2008 год при установлении истицы пенсионного обеспечения суд отклоняет, поскольку в соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при расчете размера пенсии учитываются страховые взносы и иные поступления в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо.
Не может суд согласиться и со ссылкой истца на распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99-р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», в соответствии с которым периоды по найму после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, поскольку при применении данного документа следует учитывать, что с 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Основания возникновения, приобретения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом, исходя содержания раздела III (Оценка пенсионных прав застрахованных лиц) Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию» из государств-республик бывшего СССР», при переезде гражданина в пределах СНГ, при назначении пенсии исчисление пенсии происходит исходя из заработной платы гражданина, а не из размера внесенных страховых взносов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что как на момент назначения пенсии истцу, так и при вынесения решения об отказе в перерасчете страховой пенсии, пенсионные права истца ответчиком не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Снегиревой Л.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонному) о защите пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Сортавальский городской суд.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено 17 ноября 2017 года.