Судья Малахов С.Л. Дело №7-524/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 26 декабря 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев жалобу Балабушевича А.В. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 01 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» Балабушевича А. В.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (далее УФК по Новосибирской области) Васильева С.К. № от 08 июня 2022 года главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» (далее ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» далее Учреждение) Балабушевич А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Балабушевич А.В. обжаловал указанное постановление в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 01 сентября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, Балабушевич А.В. обратился с жалобой в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. ГБУЗ НСО «ССМП» является бюджетным учреждением, финансируемым из территориального фонда обязательного медицинского страхования, в связи с чем не имеет возможности производить какие-либо расходы без соблюдения установленной процедуры, иначе эти расходы являются нецелевым расходованием средств внебюджетного фонда. Порядок возврата излишне удержанного налоговым агентом (работодателем) налога из дохода налогоплательщика (работника) предусмотрен статьей 231 Налогового кодекса Российской Федерации. ГБУЗ НСО «ССМП» направило всем работникам, из дохода которых был удержан налог, уведомления с бланком заявления о возврате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ). На дату рассмотрения дела об административном правонарушении 08 июня 2022 года возврат осуществлен 504-м работникам из 788-и. Не поступило заявлений от 284-х человек. Указывает, что ГБУЗ НСО «ССМП», как работодатель, не имеет правовых оснований обязать своих работников подавать заявления о возврате излишне удержанного налога, данное действие зависит только от воли работников. Таким образом, не представляется возможным исполнить представление в установленный в нем срок в части требования: обеспечить выплату медицинским работникам в размере неправомерно удержанных сумм в качестве подоходного налога с начисленных дополнительных выплат.
Просит отменить принятые по делу акты, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник Балабушевича А.В. – Кудряшов Ю.В., заслушав возражение представителя административного органа – Михайловой М.А., а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения главного врача ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» Балабушевич А.В. к административной ответственности по указанной норме, послужили обстоятельства, изложенные в оспариваемом постановлении № 51-22-14/2022-5200 от 08 июня 2022 года, согласно которым УФК по Новосибирской области по результатам проверки, проведенной с 01 февраля 2021 года по 05 февраля 2021 года в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года №1095, на предмет осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2020 года № 3118-р (Акт от 05 февраля 2021 года), в отношении ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» были выявлены нарушения пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.11 Соглашения от 18 декабря 2020 года № 999, заключенного между Министерством здравоохранения Новосибирской области (далее Минздрав Новосибирской области) ГБУЗ НСО «ССМП», пунктов 5, 9 Порядка и условий осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного приказом Минздрава Новосибирской области от 15 декабря 2020 года №3191, выразившиеся в том, что ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» медицинским работникам медицинской организации (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции на территории Новосибирской области, не осуществлены в полном объеме дополнительные выплаты стимулирующего характера за счет средств субсидии на иные цели, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, в сумме № рублей, в связи с удержанием налога на доходы физических лиц с суммы начисленных дополнительных выплат стимулирующего характера за декабрь 2020 за фактически отработанное время и перечисленного поручением от 31 декабря 2020 года №7872 в ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска в указанной сумме.
По результатам указанной проверки УФК по Новосибирской области на основании положений статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года №1095, в отношении ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» выдано представление № от 25 марта 2021 года.
Согласно представлению предъявлены требования:
- устранить бюджетное нарушение, указанное в настоящем представлении, и обеспечить выплату медицинским работникам в размере неправомерно удержанных сумм в качестве подоходного налога с начисленных дополнительных выплат, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения не позднее 90 календарных дней со дня получения представления;
- о результатах исполнения представления следует проинформировать УФК по Новосибирской области в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее 5 календарных дней с даты исполнения представления.
Представление содержит разъяснения относительно права его обжалования в суд и об ответственности за его неисполнение.
ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» письмом от 21 мая 2021 года № проинформировало УФК по Новосибирской области об оспаривании 14 мая 2021 года данного представления в Арбитражный суд Новосибирской области, определением которого от 17 мая 2021 года по делу № приостановлено действие представления до вступления в законную силу судебного акта по делу №.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 октября 2021 года по делу №, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2022 года по делу №, отказано в удовлетворении заявленных ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» требований.
Срок исполнения представления - 30 марта 2022 года, то есть по истечении 90 календарных дней со дня получения ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» представления (согласно уведомлению о вручении заказного письма 14 апреля 2021 года) и с учетом приостановления его действия с 17 мая 2021 года по 01 февраля 2022 года.
В установленный срок ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» в орган государственного финансового контроля не направлена информация об устранении бюджетного нарушения, указанного в представлении, о мерах в части обеспечения выплаты медицинским работникам в размере неправомерно удержанных сумм в качестве подоходного налога с начисленных дополнительных выплат, а также о принятых мерах по устранению причин и условий нарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения представления в соответствии с пунктом 19 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года №1095, в адрес УФК по Новосибирской области также не поступало.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания указанного акта незаконным.
Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются представленными в деле доказательствами, которые оценены должностным лицом и судьей районного суда всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представление — документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который содержит информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении законность представления, выданного УФК по Новосибирской области в отношении ГБУЗ Новосибирской области «ССМП», проверена и установлена арбитражным судом в рамках дела №.
Из материалов дела усматривается, что представление № от 25 марта 2021 года выдано уполномоченным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержит обязательное для исполнения в указанный в представлении срок требование об устранении бюджетного нарушения и принятии мер по устранению его причин и условий.
Вопреки доводам жалобы, требования, указанные в представлении, являются доступными для понимания и исполнимыми, в том числе представление содержит правовое обоснование относительно выявленных нарушений бюджетного законодательства и вынесения представления государственным органом финансового контроля (вышеуказанные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года №1095).
Доводы заявителя о том, что Учреждением были приняты надлежащие меры к исполнению представления: в соответствии с частью 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» как налоговым агентом были направлены уведомления работникам (налогоплательщикам) о фактах излишнего удержания налога из дохода, не влекут отмены принятых по делу актов.
В соответствии с частью 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Абзацем 2 части 1 статьи 231 данного кодекса предусмотрена обязанность налогового агента сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Как следует из материалов, проверка проведена государственном органом финансового контроля в феврале 2021 года, представление от 25 марта 2021 года, выданное ГБУЗ Новосибирской области «ССМП», было получено им 14 апреля 2021 года, при этом меры к устранению нарушения бюджетного законодательства фактически были приняты, а именно, направлены налогоплательщикам (работникам) уведомления о факте и сумме излишне удержанного налога только 14 марта 2022 года (л.д.76-85).
При этом доводы защитника о том, что Балабушевич А.В. не подлежит ответственности, поскольку представление было выдано Учреждению до назначения его на должность руководителя ГБУЗ Новосибирской области «ССМП», а также поскольку в Учреждении имеется должностное лицо, на которое прямо возложены обязанности относительно соблюдения финансовой дисциплины и бюджетного законодательства (главный бухгалтер), являются необоснованными.
Согласно приказу министра Минздрава Новосибирской области №97-дк от 23 ноября 2021 года Балабушевич А.В. назначен на должность главного врача ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» с 24 ноября 2021 года (л.д.73).
В соответствии с должностной инструкцией главного врача, утвержденной министром Минздрава Новосибирской области от 19 февраля 2014 года, в должностные обязанности данного лица входит, в том числе осуществление руководства деятельностью медицинской организации, обеспечение организации административно -хозяйственной и финансовой деятельности медицинской организации; главный врач несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, а также за прямой действительный ущерб, причиненный медицинской организацией (пункты 2.1, 2.3, 4.1, 4.2).
Согласно пунктам 16, 17 раздела III Устава ГБУЗ Новосибирской области «ССМП», руководителем данного учреждения является главный врач, который также является единоличным исполнительным органом ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» и действует от имени указанного учреждения без доверенности.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно Примечаниям к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Таким образом, исходя из содержания приведенных норм, Балабушевич А.В., выполняя организационно-распорядительные функции в ГБУЗ Новосибирской области «ССМП», подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Сам по себе факт, что указанными полномочиями Балабушевич А.В. был наделен после выдачи представления Учреждению, не исключает ответственности данного лица и не свидетельствует о его неосведомленности о вынесенном представлении. Напротив, в силу своего служебного положения в Учреждении, Балабушевич А.В. должен был и мог знать о допущенных возглавляемым им ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» нарушениях бюджетного законодательства, и которые послужили основанием для выдачи в адрес Учреждения представления. При этом, как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и материалов дела, апелляционная жалоба по оспариванию данного представления была подана 25 ноября 2021 года, то есть в период, когда Балабушевич А.В. был назначен на должность руководителя.
Следует отметить, что с момента назначения Балабушевича А.В. на должность требования закона, указанные в абз. 2 части 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации в части обязанности налогового агента уведомить налогоплательщика о наличии излишне удержанного налога были не исполнены в установленный законом срок (как после вынесения представления в течение десяти дней после 25 марта 2021 года, так и после истечения срока приостановления исполнения данного представления, то есть после 01 февраля 2022 года).
Помимо изложенного, из материалов дела следует, что ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» в лице его руководителя Балабушевича А.В. до наступления срока исполнения представления государственного органа финансового контроля, то есть до 30 марта 2022 года, не была представлена какая-либо информация: об исполнении представления или о невозможности его исполнения, а равно, о продлении срока исполнения представления, в связи с невозможностью его исполнения в установленный срок, в том числе по мотивам непоступления заявлений от налогоплательщиков (работников) согласно статье 231 НК РФ. Представление фактически оставлено без ответа.
Учитывая вышеизложенное, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии главного врача ГБУЗ Новосибирской области «ССМП» Балабушевича А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств верно установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Действия Балабушевича А.В. правильно квалифицированы по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами данного Кодекса.
Административное наказание назначено в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Балабушевича А.В. в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в минимальном размере в соответствии с санкцией части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Правовые основания для снижения размера назначенного административного штрафа и освобождения от ответственности отсутствуют.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей районного суда, и отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу в отношении Балабушевича А.В. актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 01 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» Балабушевича А. В., оставить без изменения, жалобу Балабушевича А.В. — без удовлетворения.
Судья