Решение по делу № 3а-617/2020 от 25.02.2020

Дело № 3а-617/2020    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 июня 2020 года     г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

с участием представителя административного истца Клименко Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Кристалл» (с учетом уточненного административного искового заявления) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 в размере равной их рыночной стоимости в сумме 1 210 835 рублей, 1 755 522 рубля, 1 472 979 рублей соответственно.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и является необоснованно завышенной, что нарушает законные интересы административного истца.

Представитель административного истца Клименко Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Правительство Пермского края извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлен отзыв в письменном виде.

Заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация Чайковского городского округа извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлены отзывы в письменном виде.

Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также – комиссия) заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Кристалл» является собственником земельных участков, с кадастровыми номерами **3, **314, **316.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером **3 определена в размере 3 010 865,04 рублей, с кадастровым номером **314 – 5 604 466,35 рублей, с кадастровым номером **316 – 4 567 584 рубля.

ООО «Кристалл», являясь собственником земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 утверждена постановлением Правительства Пермского края № 1610-п от 21 ноября 2013 года по состоянию на 1 января 2013 года.

Административным истцом представлен в суд отчет № 2387.И/О-19 от 3 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный оценщиком Б.

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером **3 составляет 1 210 835 рублей, с кадастровым номером **314 – 1 755 522 рубля, с кадастровым номером **316 – 1 472 979 рублей.

Оценщик Б. проводившая оценку, включена в реестр членов саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков. Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Описание объектов оценки дает однозначное представление о них. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объектов оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при установлении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам по элементам сравнения местоположения, разрешенного использования. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы изложены в отчетах.

В качестве объектов сравнения использованы данные о сделках купли-продажи трех земельных участков, расположенных в Пермском крае, информации о которых получена и баз данных портала Росреестра, из договора купли-продажи объекта муниципальной собственности. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых земельных участков.

Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объектов оценки, оценщиком применены корректировки (на местоположение, на площадь).

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных административным ответчиком, заинтересованным лицом отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

Поскольку по истечении пятилетнего срока со дня утверждения кадастровой стоимости спорных земельных участков, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивают интересы административного истца, суд приходит к выводу, что срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (абзац четвертый пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

С учетом изложенного, заявленное ООО «Кристалл» требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 2387.И/О-19 от 3 июня 2020.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения ООО «Кристалл» в Комиссию 31 декабря 2019 года с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость всех земельных участков является архивной, в резолютивной части решения подлежит указание на период применения установленной судом кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации одноэтажного здания канализационно-насосной станции, площадью 3682,7 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 210 835 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **314, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, площадью 5497 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, корпус 1, равной его рыночной стоимости в размере 1 755 522 рубля по состоянию на 1 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **316, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, площадью 4480 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, корпус 1, равной его рыночной стоимости в размере 1 472 979 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2014 года, на период до 31 декабря 2019 года, то есть до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 31 декабря 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья /подпись/

3а-617/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Кристалл"
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Клименко Елена Владимировна
Управление Росреестра по Пермскому краю
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Администрация Чайковского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Буланков Роман Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация административного искового заявления
25.02.2020Передача материалов судье
26.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.03.2020Предварительное судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее