Дело № 3а-617/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 июня 2020 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
с участием представителя административного истца Клименко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Кристалл» (с учетом уточненного административного искового заявления) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 в размере равной их рыночной стоимости в сумме 1 210 835 рублей, 1 755 522 рубля, 1 472 979 рублей соответственно.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и является необоснованно завышенной, что нарушает законные интересы административного истца.
Представитель административного истца Клименко Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Правительство Пермского края извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлен отзыв в письменном виде.
Заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация Чайковского городского округа извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлены отзывы в письменном виде.
Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.
Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также – комиссия) заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Кристалл» является собственником земельных участков, с кадастровыми номерами **3, **314, **316.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером **3 определена в размере 3 010 865,04 рублей, с кадастровым номером **314 – 5 604 466,35 рублей, с кадастровым номером **316 – 4 567 584 рубля.
ООО «Кристалл», являясь собственником земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 утверждена постановлением Правительства Пермского края № 1610-п от 21 ноября 2013 года по состоянию на 1 января 2013 года.
Административным истцом представлен в суд отчет № 2387.И/О-19 от 3 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный оценщиком Б.
В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером **3 составляет 1 210 835 рублей, с кадастровым номером **314 – 1 755 522 рубля, с кадастровым номером **316 – 1 472 979 рублей.
Оценщик Б. проводившая оценку, включена в реестр членов саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков. Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
Описание объектов оценки дает однозначное представление о них. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объектов оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при установлении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам по элементам сравнения местоположения, разрешенного использования. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы изложены в отчетах.
В качестве объектов сравнения использованы данные о сделках купли-продажи трех земельных участков, расположенных в Пермском крае, информации о которых получена и баз данных портала Росреестра, из договора купли-продажи объекта муниципальной собственности. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых земельных участков.
Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объектов оценки, оценщиком применены корректировки (на местоположение, на площадь).
Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.
Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.
Доводы, изложенные в представленных административным ответчиком, заинтересованным лицом отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.
Поскольку по истечении пятилетнего срока со дня утверждения кадастровой стоимости спорных земельных участков, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивают интересы административного истца, суд приходит к выводу, что срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (абзац четвертый пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
С учетом изложенного, заявленное ООО «Кристалл» требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 2387.И/О-19 от 3 июня 2020.
Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения ООО «Кристалл» в Комиссию 31 декабря 2019 года с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость всех земельных участков является архивной, в резолютивной части решения подлежит указание на период применения установленной судом кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации одноэтажного здания канализационно-насосной станции, площадью 3682,7 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 210 835 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **314, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, площадью 5497 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, корпус 1, равной его рыночной стоимости в размере 1 755 522 рубля по состоянию на 1 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **316, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, площадью 4480 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, корпус 1, равной его рыночной стоимости в размере 1 472 979 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **3, **314, **316 подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2014 года, на период до 31 декабря 2019 года, то есть до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 31 декабря 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья /подпись/