Мотивированное решение изготовлено 02.09.2022 г.
Дело № 2-1082/2022
УИД 33RS0006-01-2022-000832-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 сентября 2022 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Кутузовой Н.В.
с участием прокурора Шевченко А.А.
при секретаре Андреевой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах Тихоновой Ольги Владимировны к Государственному бюджетном учреждению здравоохранения Владимирской области «Вязниковская районная больница», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обязании принять меры к обеспечению лекарственными средствами, взыскании денежных средств, затраченных на лечение,
УСТАНОВИЛ:
Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Тихоновой О.В. к ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области в котором просит обязать ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», Департамент здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному лекарственному обеспечению Тихоновой О.В. лекарственными средствами <данные изъяты> на период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены данных препаратов, а также взыскать с ответчиков в пользу Тихоновой О.В. денежные средства в размере 17 782,00 руб. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственных препаратов.
В обоснование требований указано, что проведенной проверкой установлено, что Тихонова Ольга Владимировна, <данные изъяты>
Помощник Вязниковского межрайонного прокурора Шевченко А.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку Тихонова О.В. длительное время не обеспечивается лекарственными препаратами, которые назначены ей лечащим врачом.
Тихонова О.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Ранее в судебных заседаниях поддерживала заявленные требования. Указала, что денежные средства ей выплачены в полном объеме.
Ответчик ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, представил возражения, в которых указывает на несогласие с иском по доводам, изложенным в возражениях. Указывает, что заявка на препарат <данные изъяты> подавалась в Департамент здравоохранения на ДД.ММ.ГГГГ год. В соответствии с письмом Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ закупки лекарственных препаратов производятся централизованно ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>». Препарат <данные изъяты> не входит в перечень <данные изъяты>. Департамент здравоохранения в первую очередь закупает препараты, назначенные по жизненным показаниям.
Ответчик Департамент здравоохранения <адрес> (далее – Департамент), извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, возражений, ходатайств не представил.
Третье лицо ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» (далее – Центр закупок), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представил заявление по делу, в котором указывает, что Центр закупок с ДД.ММ.ГГГГ г. осуществляет централизованную закупку лекарственных средств для пациентов, постоянно проживающих на территории <адрес>, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. Учреждение осуществляет закупку препаратов с международным непатентованным наименованием (МНН) в соответствии с годовой сведенной потребностью в лекарственных препаратах Департаментов здравоохранения <адрес> Если пациенту назначен препарат не по МНН, а по торговому наименованию, то для этого необходимо заключение врачебной комиссии. Дополнительно сообщает, что информации о персональной потребности Тихоновой О.В. в лекарственных препаратах в адрес Центра закупок от Департамента здравоохранения не поступало.
Третье лицо ООО «Фармация», извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило. Указало, что журнале отсроченных рецептов какой-либо информации в отношении рецептов Тихоновой О.В., не имеется.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон об охране здоровья, Федеральный закон №323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (п.п. 1, 2 ст. 19 Закона об охране здоровья).
В соответствии с п.п. 4, 5 ст.10 Федерального закона №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона №323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.37 Федерального закона №323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон №178-ФЗ) определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, следующая социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) является федеральным перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р. В указанный перечень препарат «Перампанел» вошел, «Габапентин» - не вошел.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п.3 ст.80 Закона об охране здоровья, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии; размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний; транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту; транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала; медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей.
Поскольку судом установлено, что лекарственное средство, «Габапентин» не вошло в Перечень ЖНВЛП, бесплатное обеспечение данным препаратом возможно по жизненным показаниям при наличии заключения врачебной комиссии.
Из материалов дела следует, что Тихонова Ольга Владимировна, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ врачом эпилептологом ГБУЗ «ОКБ» <адрес>, лечение данными препаратами подтверждено в следующей дозировке: <данные изъяты>
В материалы дела по запросу суда заключение врачебной комиссии на препарат «Габапентин» не представлено.
Вместе с тем, отсутствие такого заключения само по себе не может являться основанием для отказа в бесплатном обеспечении данным препаратом, а лишь указывает на бездействие учреждения здравоохранения в вопросе бесплатного обеспечения Тихоновой О.В. данным лекарственным препаратом.
Более того, согласно Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. №890, лица, страдающие заболеванием «эпилепсия», на бесплатной основе обеспечиваются всеми лекарственными средствами.
Более того частично Тихонова О.В. обеспечивалась препаратом «Габапентин», на данный препарат были выписаны рецепты лечебным учреждением, следовательно имеются законные основания для обеспечения ее указанным лекарственным препаратом, в противном случае, рецепты на данный препарат не могли быть выписаны лечебным учреждением.
Согласно сведениям ООО «Фармация» от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела, на отсроченном обслуживании с ДД.ММ.ГГГГ в аптечной организации находятся рецепты Тихоновой О.В. от <данные изъяты>
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Тихонова О.В. препаратом <данные изъяты> не обеспечивалась, в связи с чем, приобрела его за счет собственных средств, что подтверждается товарными чеками от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 17 107,00 руб.
Лекарственный препарат «<данные изъяты>» Тихонова О.В. получила в аптечном учреждении ООО «Фармация» ДД.ММ.ГГГГ по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ с обеспечением ее до ДД.ММ.ГГГГ После этого «<данные изъяты>» Тихонова О.В. получила в аптечном учреждении ООО «Фармация» ДД.ММ.ГГГГ по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ с обеспечением ее до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Тихонова О.В. данным препаратом не обеспечивалась, в связи с чем, приобретала препарат за счет собственных средств, что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ г. на суму 675 руб. Всего Тихонова О.В. приобрела за счет собственных средств препараты на общую сумму 17 782,00 руб. Кроме того, по информации Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ потребность на лекарственное обеспечение Тихоновой О.В. от ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» не поступала.
По информации Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела, потребность на лекарственное обеспечение Тихоновой О.В. от ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» не поступала.
Согласно п.п. 1.3, 1.5, 2.1 Устава ГБУЗ ВО «<адрес> больница», утвержденного приказом Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 21.06.2014 №460, учредителем и собственником имущества учреждения является <адрес>. Учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета <адрес>, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Основными целями деятельности учреждения, в том числе является обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях. Основным видом деятельности является медицинская деятельность.
Согласно раздела Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>, к полномочиям Департамента относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; координация деятельности органов исполнительной власти <адрес>, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории <адрес>; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством <адрес>, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; обеспечение формирования и представления в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов с учетом потребности; осуществление действий по принятию лекарственных препаратов в собственность <адрес>, их учету, передаче в оперативное управление подведомственным организациям-получателям, а также передаче при необходимости муниципальным образованиям с правом издания распорядительных актов и правом подписи актов приема-передачи.
Анализируя полномочия Департамента и полномочия ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», суд приходит к выводу о том, что обязательства по принятию мер по бесплатному обеспечению лекарственными средствами населения, возложены, как на ГБУЗ ВО «<адрес> больница», так и на Департамент здравоохранения <адрес>.
Рассматривая требование о взыскании затраченных на приобретение спорных лекарственных препаратов денежных средств, суд приходит к выводу о том, что денежные средства надлежит взыскать с Департамента здравоохранения, поскольку из анализа полномочий Департамента здравоохранения следует, что на Департамент здравоохранения возложены не только распорядительные функции в отношении учреждений здравоохранения <адрес>, но и возложены непосредственно функции по обеспечению лекарственными средствами населения.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела Департаментом здравоохранения были перечислены взыскиваемые денежные средства на счет Тихоновой О.В. в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает, что решение в указанной части необходимо признать исполненным.
Согласно п. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Прокурором заявлена просьба об обращении решения суда к немедленному исполнению по причине острой нуждаемости Тихоновой О.В. лекарственными препаратами ввиду ее заболевания, длительного периода не обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, необходимостью затрат собственных средств на приобретение лекарственных средств, суд приходит к выводу об обоснованности обращения решения суда к немедленному исполнению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в интересах Тихоновой Ольги Владимировны удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» и Департамент здравоохранения <адрес> принять меры к бесплатному обеспечению Тихоновой Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными средствами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» на период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены данных медицинских препаратов.
Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу Тихоновой Ольги Владимировны денежные средства в сумме 17 782 (семнадцать тысяч семьсот восемьдесят два) рубля в возмещение затрат на приобретение лекарственных препаратов.
Решение суда в части взыскания с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Тихоновой Ольги Владимировны денежных средств в сумме 17 782 (семнадцать тысяч семьсот восемьдесят два) рубля в возмещение затрат на приобретение лекарственных препаратов считать исполненным.
Данное решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Кутузова