Решение по делу № 2а-103/2019 от 19.06.2019

Дело №2а-103/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Земетчино 12 июля 2019 года

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шабровой Н.В.,

рассмотрев вупрощённом (письменном)порядке административное дело по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области и Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определённых действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее Управление ЖКХ и ГЗН Пензенской области), выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, повлекших образование несанкционированной свалки; обязать Управление ЖКХ и ГЗН Пензенской области организовать сбор (в том числе, раздельный сбор) и транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, а именно несанкционированной свалки, расположенной по адресу: 20 метров от дома №126 ул. Центральная с. Матчерка Земетчинского района; обязать администрацию Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: 20 метров от дома №126 ул. Центральная с. Матчерка Земетчинского района.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Земетчинского

района Пензенской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей природной среды на территории Матчерского сельсовета, в ходе которой было установлено, что на территории Матчерского сельсовета Земетчинского сельсовета должным образом не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, что привело к образованию несанкционированной свалки по адресу: 20 метров от дома №126 ул. Центральная с. Матчерка Земетчинского района.

При подаче административного искового заявления, прокурор Земетчинского района Пензенской области в силу п.2 ст.291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В ходе подготовки административные ответчики не возражали о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, без их участия.

Данное административное дело рассмотрено судом по правилам ч.2 ст.291 КАС РФ в порядке упрощённого (письменного) производства без вызова сторон и проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, оценив все доказательства в совокупности, учитывая мнение административных ответчиков, выраженное в заявлениях, считает исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1, п. 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ч.2, ч.3 ст. 22 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области", участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно п.п.3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Согласно п. 3.36 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 20.01.2016 № 28-пП, к полномочиям Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области отнесены вопросы организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Уставу Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, к вопросам местного значения Матчерского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом к полномочиям Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области и администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области отнесены вопросы организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Вопреки изложенным правовым нормам на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района должным образом не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, что привело к образованию несанкционированных свалок.

Так, в ходе проведенной помощником прокурора проверки установлено, что на территории Матчерского сельсовета организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: 20 метров от дома №126 ул. Центральная с. Матчерка Земетчинского района.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией Матчерского сельсовета Земетчинского района и Управлением ЖКХ и ГЗН Пензенской области не в полной мере исполняются возложенные на них обязанности по соблюдению экологического, санитарного и иного законодательства, что привело к образованию несанкционированной свалки, то есть не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями. Бездействие администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района и Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым требование прокурора удовлетворить в полном объеме, с учетом требований разумности, установить административным ответчикам месячный срок для исполнения возложенной на них обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Пензенская область, Земетчинкий район, с. Матчерка, в 20 метрах от домовладения №126 по ул. Центральная.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180,291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Матчерского сельсовета, повлекших образование несанкционированной свалки.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области организовать сбор (в том числе раздельный сбор) и транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, а именно, несанкционированной свалки, расположенной по адресу: 20 метров от дома №126 ул. Центральная с. Матчерка Земетчинского района Пензенской области, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: 20 метров от дома №126 ул. Центральная с. Матчерка Земетчинского района Пензенской области, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в срок не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Судья:

2а-103/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района
Ответчики
правление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения
Администрация Матчерского сельсовета
Суд
Земетчинский районный суд Пензенской области
Судья
Шаброва Надежда Васильевна
Дело на странице суда
zemetchinsky.pnz.sudrf.ru
19.06.2019Регистрация административного искового заявления
19.06.2019Передача материалов судье
20.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
12.07.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
12.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2019Дело оформлено
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
06.04.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее