РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой И.П.,
при секретере Жуковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-449/2024 по иску прокуратуры Советского района г. Самары к Администрации Советского внутригородского района г.Самары, ООО УК «Возрождение» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Советского района г. Самары обратилась в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Советского внутригородского района г. Самары о возложении обязанности.
В обосновании исковых требований указав, что прокуратурой Советского района города Самары проведена проверка по обращению гражданина о нарушении законодательства в связи с установкой шлагбаума.
Установлено, что внутриквартальный проезд, расположенный по адресу <адрес> обеспечивает подъезд к одному многоквартирному дому <адрес>
Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, 20.08.2020 было проведено общее собрание на котором большинством голосов принято решение об установке шлагбаума при въезде во двор многоквартирного дома за счет средств собственников. Шлагбаум установлен 20.11.2020. Земельный участок под домом <адрес> сформирован, но не состоит на кадастровом учете.
Таким образом, шлагбаум является самовольно установленным объектом.
Прокуратурой Советского района г. Самары в связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства 16.08.2023 в адрес ответчика внесено представление о принятии мер к незамедлительному устранению нарушений закона. Представление рассмотрено, нарушения не устранены – не составлен акт выявления объекта, шлагбаум не внесен в реестр самовольно установленных и незаконно расположенных на территории Советского внутригородского района г.о. Самары некапитальных строений, сооружений, ограничивающих устройств, не демонтирован.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд обязать администрацию Советского внутригородского района г.о. Самара составит акт о выявлении самовольно установленного и незаконного расположенного объекта – шлагбаума. Установленного около <адрес>, внести данные акта выявления объекта – шлагбаума, установленного около <адрес>, в реестр самовольно установленных и незаконно расположенных на территории советского внутригородского района г.о. Самара некапитальных строение, сооружений, ограничивающих устройств, препятствующих организации пешеходных коммуникаций, осуществить принудительный демонтаж, вывоз и хранение объекта – шлагбаума, установленного при въезде во двор <адрес> многоквартирного <адрес>.
В ходе судебного разбирательства представителем истца уточнены исковые требования, согласно которым на основании договора управления многоквартирным обслуживающей управляющей организацией является ООО УК «Возрождение».
В рамках выхода 28.02.2024 сотрудником прокуратуры района совместно с начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области установлено, что указанный самовольный объект возведен в нарушение требования к обеспечению устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, так согласно п. 71 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео и аудиосвязи с местом их установки.
Кроме того, сотрудником ОД ОГИБДД УМВД России по г. Самара при составлении акта выездного осмотра 26.02.2024 зафиксировано, что в нарушение Правил благоустройства, ПДД установленный шлагбаум ограничивает доступ к придомовой территории.
Прокуратурой Советского района г. Самары в адрес управляющей компании 12.03.2024 внесено представление. Представление рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства истец с учетом уточнённых исковых требований просил суд обязать ООО УК «Возрождение», администрацию Советского внутригородского района г.о. Самара, осуществить принудительный демонтаж, объекта - шлагбаума (стойки, стрелы), установленного при въезде во двор <адрес>, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика Администрации Советского внутригородского района г. Самары в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика ООО УК «Возрождение» в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица ООО УК «ГЭК», Департамент градостроительства г.о. Самары, Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно пояснениям допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО2, который пояснил, что в ходе совместной проверки с прокуратурой шлагбаума, установленного по адресу: <адрес>, 28.02.2024 установлено, что данный шлагбаум нарушает требования пожарной безопасности. Под круглосуточным дежурством понимается, что должен быть консьерж, который может смотреть в монитор и открывать шлагбаум. К самому консьержу никаких требований нет. Если шлагбаум не откроют быстро и своевременно, то возможно пожар потушиться не своевременно. Свидетель также пояснил, что возможен повторный выход с целью проверки требованиям пожарной безопасности, в связи со снятием стрелы с данного шлагбаума по запросу суда.
Согласно пояснениям допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО3, которая пояснила, что является старшей по <адрес>, решение об установке шлагбаума принято жителями на общем собрании многоквартирного дома, шлагбаум открывается дистанционно, установлена камера, в зоне видимости которой находится данный шлагбаум, также есть ручное открытие. Дежурство в отношении данного шлагбаума фактически осуществляла свидетель, ей звонят и днем и ночью, она не работает, постоянно находится дома, так как у нее ребенок инвалид. Также открывают шлагбаум по звонку другие жители. Стрела сейчас на шлагбаум не установлена, демонтирована. Жители дома возражают против того, чтобы данный шлагбаум демонтировали полностью, поскольку после снятия стрелы произошел инцидент с посторонним человеком, въехавшим на своем автомобиле на территорию <адрес>, создававшим помехи жителям данного дома. Сейчас организован график дежурства по открыванию данного шлагбаума между жителями дома, на самом шлагбауме размещены телефоны свидетеля, Банновой и Щетининой, окна помещений данных жителей выходят на шлагбаум, у самого свидетеля на кухне размещён планшет, на котором круглосуточно открыта программа видеонаблюдения данного шлагбаума.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района города Самары проведена проверка по обращению гражданина о нарушении законодательства в связи с установкой шлагбаума.
Установлено, что внутриквартальный проезд, расположенный по адресу <адрес> обеспечивает подъезд к одному многоквартирному дому <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких- либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, 20.08.2020 было проведено общее собрание на котором большинством голосов принято решение об установке шлагбаума при въезде во двор многоквартирного дома за счет средств собственников. Шлагбаум установлен 20.11.2020. Земельный участок под домом <адрес> сформирован, но не состоит на кадастровом учете.
Прокуратурой Советского района г. Самары в связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства 16.08.2023 в адрес ответчика внесено представление о принятии мер к незамедлительному устранению нарушений закона. Представление рассмотрено, нарушения не устранены – не составлен акт выявления объекта, шлагбаум не внесен в реестр самовольно установленных и незаконно расположенных на территории Советского внутригородского района г.о. Самары некапитальных строений, сооружений, ограничивающих устройств, не демонтирован.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Устава Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, принятого решением Света депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара от 22.10.2015 №17 (далее по тексту -Устав) в полномочия администрации Советского внутригородского района относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 5 Устава указано, что в соответствии с Законом Самарской области от 6 июля 2015 года № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» за Советским внутригородским районом закреплены следующие вопросы местного значения городского округа Самара Самарской области из числа предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 7 Устава городского округа Самара Самарской области: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Советского внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Советского внутригородского района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории городского округа Самара действуют Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденные Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 (далее - Правила).
Из положений ст. 4 Правил следует, что границы прилегающей территории устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, при отсутствии заключенного соглашения и для многоквартирных жилых домов (в случае если земельный участок сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, сведения о местоположении его границ внесены в Единый государственный реестр недвижимости) определены в размере 25 м от границ земельного участка.
На основании договора управления многоквартирным обслуживающей управляющей организацией является ООО УК «Возрождение».
В рамках выхода 28.02.2024 сотрудником прокуратуры района совместно с начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области установлено, что указанный самовольный объект возведен в нарушение требования к обеспечению устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, так согласно п. 71 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео и аудиосвязи с местом их установки.
Кроме того, сотрудником ОД ОГИБДД УМВД России по г. Самара при составлении акта выездного осмотра 26.02.2024 зафиксировано, что в нарушение Правил благоустройства, ПДД установленный шлагбаум ограничивает доступ к придомовой территории.
Прокуратурой Советского района г. Самары в адрес управляющей компании 12.03.2024 внесено представление. Представление рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа, Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» (далее - Закон № 74-ГД) осуществляют выявление, демонтаж, вывоз и хранение некапитальных строений, сооружений (в том числе временных построек, киосков, навесов, временных сооружений для хранения автотранспортных средств), ограждающих устройств и иных некапитальных объектов, препятствующих организации пешеходных коммуникаций (в том числе заборов, железобетонных блоков, плит, столбов), самовольно установленных и (или) незаконно расположенных на территории внутригородского района на землях и земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, в установленном ими порядке.
В целях реализации указанного полномочия Администрацией постановлением от 06.09.2021 № 271 утвержден Порядок деятельности Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения некапитальных строений, сооружений, ограждающих устройств и иных некапитальных объектов, препятствующих организации пешеходных коммуникаций, самовольно установленных и (или) незаконно расположенных на территории Советского внутригородского района городского округа Самара, за исключением объектов потребительского рынка (далее - Порядок).
Как следует из пункта 4 части 2 статьи 26 Закона № 74-ГД и пункта 1.2 Порядка Администрация осуществляет мероприятия по демонтажу, вывозу и хранению только в отношении ограждающих устройств и иных некапитальных объектов, препятствующих организации пешеходных коммуникаций.
Согласно пункту 7.1.1 СП 396.1325800.2018 «Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 01.08.2018 № 474/пр, пешеходные коммуникации включают в себя тротуары, пешеходные дороги, пешеходные переходы, пешеходные мосты и др.
Из пункта 15.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минстроя России от 29.12.2021 № 1042/пр, следует, что к пешеходным коммуникациям относятся тротуары, аллеи, пешеходные дорожки и тропинки на территории жилого назначения.
При этом, Администрация осуществляет мероприятия по демонтажу, вывозу и хранению только в отношении ограждающих устройств и иных некапитальных объектов, препятствующих организации пешеходных коммуникаций.
Шлагбаум по адресу: <адрес> был ранее установлен собственниками помещений указанной многоквартирного дома в целях ограничения проезда автомобильного транспорта по внутриквартальному проезду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444, внутриквартальный проездом является объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественный зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.
Шлагбаум, установленный по адресу: <адрес>, не перекрывает тротуар, а также иные пешеходные дорожки, и не препятствует организации переходных коммуникаций, что подтверждается прилагаемым фотоматериалом.
Соответственно, основания для проведения мероприятий в рамках Порядка в данном случае отсутствуют и исковые требования о составлении и акта и внесении данных в реестр не основаны на нормах действующего законодательства.
Кроме того, Администрация не является лицом, установившим спорный шлагбаум.
Более того, в настоящее время указанный шлагбаум демонтирован.
Также, суд учитывает, что решение об установке шлагбаума принято на внеочередном собрании собственников помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома (далее - МКД), шлагбаум установлен за счет средств собственников помещений МКД.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно письму Департамента градостроительства городского округа Самара от 29.09.2023 № Вн-Д05-02-03/9211 в отношении элемента планировочной структуры, в границах которого расположен многоквартирный <адрес>, Администрацией городского округа Самара (с учетом протокола и заключения по результатам публичных слушаний) принято постановление от 29.12.2022 № 1225 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» (далее - постановление). Земельный участок с условным номером ЗУ1 (S=9415 кв. м.), занимаемый указанным многоквартирным домом, образован в рамках постановления.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 28.05.2010 года № 12-П, определении от 26.10.2021 № 2135-0, собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован, их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, обладают такими же возможностями по пользованию земельным участком под многоквартирным домом, как и собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован, В соответствии с пунктом 52 статьи 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444, придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория жилых домов включает в себя: территорию под жилым домом, внутриквартальные проезды и тротуары, озелененные территории ограниченного пользования, площадки для игр и спорта, площадки для отдыха населения, площадки для временной стоянки транспортных средств, площадки для хозяйственных целей, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Внутриквартальный проезд, на котором установлен шлагбаум, находится на придомовой территории многоквартирного <адрес>, не является сквозным и обеспечивает подъезд только к указанному многоквартирному дому.
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установки шлагбаума в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено.
Таким образом, оснований для демонтажа шлагбаума (стойки, стрелы) у Администрации Советского внутригородского района г. Самары не имеется.
Судом установлено, что ООО «УК Возрождение» является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> 01.02.2019
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц, осуществляется в порядке, установленном общим собранием.
Кроме того, в решении общего собрания должен быть определен размер и порядок внесения платы за обслуживание шлагбаума.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Требования к тому, как управляющая организация и собственники должны содержать проезды к МКД, изложены в п. 71 Правил № 1479:
- владельцы земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. В том числе следят за этим зимой и своевременно очищают придомовую территорию от снега и льда;
- жители дома и их гости не должны парковать автомобили на пути следования пожарной техники и препятствовать работе подразделений пожарной охраны. Собственники не должны мешать пожарным машинам попасть во двор, установив на дорогах шлагбаумы и ограды. Согласно п. 71 Правил № 1479, не допускается перекрывать дороги предметами, деревьями, ограничивающими проезд. Также нельзя ничем заужать размеры дорог, установленные требованиями пожарной безопасности. В абз. 4 п. 71 Правил № 1479 указано: шлагбаумы, ворота и ограждения нужно настроить так, чтобы в случае пожара они автоматически разблокировались и открылись. Это нужно, чтобы пожарные машины смогли беспрепятственно попасть на проезды и подъезды к МКД.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Решение об установке шлагбаума принято на внеочередном собрании собственников помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома (далее - МКД), шлагбаум установлен за счет средств собственников помещений МКД. Необходимо отметить, что внутриквартальный проезд, на котором установлен шлагбаум, находится на придомовой территории многоквартирного <адрес>, не является сквозным и обеспечивает подъезд только к указанному МКД.
Шлагбаум, установленный по адресу: <адрес>, не перекрывает тротуар, а также иные пешеходные дорожки, и не препятствует организации пешеходных коммуникаций.
Решение общего собрания собственников помещений МКД по вопросу установки шлагбаума в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено.
Также, суд учитывает, что 27.03.2024 в ходе повторной совместной проверки заместителем прокурора Советского района г. Самары и начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области по вопросу обеспечения пожарной безопасности при установке ограждающих устройств, установленных во дворе многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> части перекрытия проездов для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, не выявлено.
Согласно ответа главы Советского внутригородского района г.о. Самара от 26.03.2024 при установке шлагбаума в районе <адрес> благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утверждённые решением думы г.о. Самара от 08.08.2019 № 444 не нарушены.
Согласно протокола № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 01.04.2024, приняты следующие решения:
1. избрание председателя и секретаря собрания,
2. выбор лиц, производящих подсчёт голосов (счетная комиссия),
3. принятие решений об ограничении въезда на придомовую территорию посредством установки шлагбаума DoorHan Bаrrier-PRO для ограничения въезда на придомовую территорию. Длина стрелы 4300 см., оставить пешеходный проход 1,5 м. Установить Блок управления GSM-модуль, предназначенный для приема сигнала с мобильного телефона и передачи управляющей команды для запуска электропривода (открывание шлагбаума),
4. выбор подрядчика для установки и технического обслуживания шлагбаума,
5. определение порядка финансирования установки и обслуживания шлагбаума,
6. определение порядка въезда на ограждаемую территорию – правила въезда – все жители без ограничения, независимо от внесенных и невнесенных средств, их родственники и гости, в том числе квартиранты, а также транспорт для нужд жителей. Открывание шлагбаума посредством брелока или звонка на номер телефона шлагбаума. Количество внесенных номеров в базу GSM – модуля -1-8 номеров для каждой квартиры Внести в базу модуля телефонные номера сотрудников управляющей компании ООО УК «Возрождение», участковых, мед. Работников и т.п. по мере необходимости. Ответственный за внесение телефонных номеров ФИО3,
7. утверждение способа беспрепятственного въезда спецтранспорта – установить дополнительный модуль –акустический детектор сирен экстренных служб Модель: <данные изъяты> для беспрепятственного попадания во двор машин экстренных служб, разместить на стреле шлагбаума телефона ответственного лица – ФИО3, определения лица (группы лиц), ответственного за видеонаблюдение и диспетчеризацию шлагбаума – поручить ФИО3 осуществлять диспетчеризацию и видеонаблюдение лично с привлечением ФИО4 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>) или иных жителей по графику (график обсуждается на неделю, корректируется накануне дня дежурства), а также места размещения и хранения протокола собрания.
В настоящее время стрела шлагбаума демонтирована и имеется только стойка без стрелы, доступ никому не органичен.
Как следует из представленной в отношении спорного шлагбаума технической инструкции и пояснений свидетеля, представителей ответчиков, данным шлагбаумом предусмотрено ручное открывание, порядок действий которых написан на самом шлагбауме, что подтверждено фотографиями, а также возможно его открытие дистанционно, установлена камера, в зоне видимости которой находится данный шлагбаум, написаны телефоны для связи при его открытии.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде собственниками дома организовано круглосуточное дежурство жителей по вопросу открывания данного шлагбаума с установленным графиком дежурства.
Также, суд принимает во внимание пояснения допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО3, согласно которым спорный шлагбаум открывается дистанционно, установлена камера, в зоне видимости которой находится данный шлагбаум, также есть ручное открытие. Дежурство в отношении данного шлагбаума фактически осуществляла она и принимала круглосуточно звонки, поскольку находится дома, не работает. Также открывают шлагбаум по звонку другие жители. Стрела сейчас на шлагбаум не установлена, демонтирована. Жители дома возражают против того, чтобы данный шлагбаум демонтировали полностью, поскольку после снятия стрелы произошел инцидент с посторонним человеком, въехавшим на своем автомобиле на территорию <адрес>, создававшим помехи жителям данного дома. Сейчас организован график дежурства по открыванию данного шлагбаума между жителями дома, на самом шлагбауме размещены телефоны ФИО3, ФИО5 и ФИО4, окна помещений данных жителей выходят на шлагбаум, у ФИО3 на кухне размещён планшет, на котором круглосуточно открыта программа видеонаблюдения данного шлагбаума.
Поскольку шлагбаум размещен при въезде во двор многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на придомовой территории данного дома, решение об установке которого принято собственниками данного дома на общем собрании, не является сквозным и обеспечивает подъезд только к данному многоквартирному дому, кроме того в настоящее время стрела на данном шлагбауме демонтирована и вместе с тем организовано круглосуточное дежурство жителей за ним, нарушений требований пожарной безопасности, правил благоустройства, правил дорожного движения, не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокуратуры Советского района г. Самары к Администрации Советского внутригородского района г. Самары (ИНН 6318010883), ООО УК «Возрождение» (ИНН 6312161220) о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись И.П. Никонова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 апреля 2024 года.
Копия верна
Судья
Секретарь