Дело № 2-380/2014
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
30 сентября 2014 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Носовой В.Н.,
с участием прокурора Щипицыной Ю.С.
истца Чернышевой Л.С.,
представителя ГКУ ЦЗН Очерского района Пермского края Шумихиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очёрского района Пермского края в интересах Чернышевой Л.С. к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Очерского района Пермского края о возложении обязанности произвести выплату пособия по безработице лицу из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей,
установил:
Прокурор Очёрского района Пермского края обратился в суд с требованием обязать Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Очерского района Пермского края обязать произвести Чернышевой Л. С. начисление и выплату пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, на основании пункта 5 статьи 9 Закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Пермском крае в течение всего периода выплаты пособия, а также произвести перерасчет ранее выплаченного пособия начиная с момента постановки на учёт в качестве безработной, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировал тем, что по вопросу законности начисления Государственным казённым учреждением «Центр занятости населения Очёрского района Пермского края» размера пособия по безработице проведена проверка, в ходе которой установлено, что Чернышева Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 и 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Чернышева Л. С. была признана безработной (справка № от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ года, ей назначено пособие на общих основаниях в размере минимальной величины пособия по безработице в сумме <данные изъяты>.
Прокурор считает, что Государственным казённым учреждением «Центр занятости населения Очёрского района Пермского края» нарушаются права Чернышевой Л.С., гарантированные ей ст. 37 Конституции РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просит обязать Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Очерского района Пермского края произвести Чернышевой Л. С. начисление и выплату пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, на основании пункта 5 статьи 9 Закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Пермском крае в течение всего периода выплаты пособия, а также произвести перерасчет ранее выплаченного пособия начиная с момента постановки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец Чернышева Л.С. исковые требования поддержала.
Представитель Государственного казённого учреждения «Центр занятости населения Очёрского района Пермского края» Шумихина Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, Чернышева Л.С. не может относиться к категории впервые ищущих работу, так как ранее она неоднократно обращалась в Центр занятости и была устроена на работу по срочному трудовому договору. Льгота в виде выплаты пособия по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в Пермском крае, предусмотренная ст.9 ФЗ № 159-ФЗ к Чернышевой Л.С. применяться не должна, поскольку Чернышева Л.С. не может относиться к категории граждан впервые ищущих работу, так как она работала в несовершеннолетнем возрасте в МУДО Спортивный клуб «Медведь» по срочному трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования прокурора Очерского района Пермского края подлежат удовлетворению.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При этом, согласно статье 6 данного Закона, законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплены дополнительные гарантии права на труд: ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в крае.
Чернышева Л. С. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: мать — ФИО2, отец – ФИО3 в соответствии с решением Очерского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери – Чернышевой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В ДД.ММ.ГГГГ году Чернышева Л.С. окончила 9 классов общеобразовательного учреждения - МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа № 2».
Во время обучения в общеобразовательном учреждении, в период летних каникул, временно, в соответствии с договором «О совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
в свободное от учебы время» работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в спортивном клубе «Медведь». В ДД.ММ.ГГГГ году по договору гражданско-правового характера с Управлением молодёжной политики, культуры и спорта администрации Очёрского района от ДД.ММ.ГГГГ выполняла работы по реконструкции и реставрации инвентаря детских дворовых площадок и зоны детской купальни на городском пляже.
ДД.ММ.ГГГГ Чернышева Л. С. обратилась в Государственное казённое учреждение «Центр занятости населения Очёрского района Пермского края» по поводу поиска подходящей работы как лица, впервые ищущего работу, и назначения пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, установленной в Пермском крае, т.к. она является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и имеет право на получение социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 159 - ФЗ.
Государственным казённым учреждением «Центр занятости населения Очёрского района Пермского края» Чернышева Л. С. была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ г., ей назначено пособие на общих основаниях в размере минимальной величины пособия по безработице в сумме <данные изъяты>., считая, что Чернышева л.С. ищет работу не впервые, так как она в летний период в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах во время обучения в общеобразовательном учреждении временно работала по программе временной трудовой занятости несовершеннолетних, отказал Чернышевой Л.С. в назначении ей пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в крае.
На основании ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (в ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Таким образом, Чернышева Л.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась лицом занятым, имела статус обучающегося, на учете в качестве безработного не состояла, а трудовая деятельность являлась ни чем иным как временным трудоустройством в период учебы во время каникулярного отдыха.
То обстоятельство, что в свободное от учебы, в период летних каникул, время истец осуществляла трудовую деятельность, не может быть признано работой, лишающей его права при последующем обращении в Центр занятости населения Очерского района статуса лица, впервые ищущего работу из числе детей-сирот, а потому не является основанием для утраты права на получение дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и поощряемых Конституцией Российской Федерации, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ Чернышевой Л.С. должно было быть назначено и выплачено пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Пермском крае, в течение шести месяцев, поэтому по ранее выплаченным пособиям должен быть произведен перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, требования прокурора Очерского района Пермского края являются обоснованными, в связи с чем, исковое заявление следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Очёрского района Пермского края в интересах Чернышевой Л. С. к Государственному казённому учреждению «Центр занятости населения Очёрского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Очерского района Пермского края произвести Чернышевой Л. С. начисление и выплату пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Пермском крае в течение всего периода выплаты пособия, а также произвести перерасчет ранее выплаченного пособия начиная с момента постановки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.
Судья И.В. Кляусова