№ 13-720/2024
№ 88-10633/2024
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 ноября 2024 года город Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Шевцовой Т.С.,
рассмотрев гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 12 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 4 сентября 2024 года о прекращении исполнительного производства,
у с т а н о в и л:
решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в непринятии мер по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в срок до 31 декабря 2021 года включить в план капитального ремонта на 2022 год указанный многоквартирный дом, в срок до 31 декабря 2022 года возложена обязанность произвести капитальный ремонт, а именно: заменить кровлю – 1184 кв.м., восстановить отмостки – 440 кв.м., заменить оконные блоки на лестничных клетках – 32 шт., установить 4 металлически двери, заменить 4 тамбурные двери, заменить 1 шт ВРУ-04, заменить канализационный стояки Д-100 мм – 22,5 м.
На ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести текущий ремонт указанного дома, а именно: ремонт козырьков – 18,36 кв.м., ремонт (установка) дверных замков – 1 шт., заменить 400 м электропроводки, ремонт подвальных помещений (замена трубы отопления Д-100мм – 12 м., замена задвижек Д-100 мм – 2 шт., ХВС: замена трубопровода Д-25/20 мм – 15 м и 20 м., замена задвижек Д-100 мм – 4 шт), ремонт инженерного оборудования (замена трубопровода ХВС Д-25 мм – 15 м, Д-20 мм – 12 м., замена стояков отопления Д-20 мм – 15 м), прочистку вентканалов – 65 м., восстановление защитных зонтов – 9 шт., установку 4 урн, установку (ремонт) 3 скамеек, штукатурка стен в подъездах – 162 кв.м., побелка стен и потолков подъездов – 378 кв.м., окраска стен подъездов – 420 кв.м.
При недостаточности у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России денежных средств на проведение вышеуказанных работ возложена обязанность на Минобороны России выделить денежные средства на указанные цели.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года решение суда первой инстанции изменено в части.
Принят отказ военного прокурора Биробиджанского гарнизона от исковых требований о возложении на Минобороны России обязанности обеспечить в срок до 31 декабря 2021 года включение в план капитального ремонта на 2022 год указанного многоквартирного дома, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт. В данной части решение отменено, производство по делу прекращено.
В части возложения обязанности на Минобороны России по выделению денежных средств на проведение текущего ремонта в случае их недостаточности у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отменено. Абзац шестой и резолютивной части решения суда исключен. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 года решение суда первой инстанции в неизмененной части, апелляционное определение оставлены без изменения.
17 января 2023 года выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство <адрес>.
17 марта 2023 года ЖКС № 3 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на ФГАУ «Росжилкомплекс», прекращении исполнительного производства в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 30 июня 2023 года, заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заменено на ФГАУ «Росжилкомплекс». В удовлетворении требований о прекращении исполнительного производства отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2023 года с учетом определения об исправлении описки от 1 декабря 2023 года апелляционное определение в части оставления без изменения определения Биробиджанского районного суда ЕАО от 17 апреля 2023 года о замене должника в исполнительном производстве отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В части отказа в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства судебные акты оставлены без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 17 января 2024 года определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 17 апреля 2023 года в части удовлетворения заявления о процессуальном правопреемстве отменено, в удовлетворении требований отказано.
15 марта 2024 года Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства№. Требования мотивированы тем, что, согласно постановлению Правительства Еврейской автономной области от 22 апреля 2014 года № 178-ПП утверждена региональная программа «Программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Еврейской автономной области, на 2014-2043 годы», по которой срок проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома определен на 2041-2043 годы. Данное обстоятельство влечет невозможность исполнения решения суда, так как не допустимо нецелевое расходование бюджетных средств.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 12 апреля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 4 сентября 2024 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене судебных постановлений, принятии нового судебного постановления.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, Девятый кассационный суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как установлено пунктом 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исполнительное производство может быть прекращено судом в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
При этом по смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь указанными нормами права, исходили из того, что включение многоквартирного дома в Региональную программу проведения капитального ремонта не свидетельствует об утрате возможности исполнения вступившего в законную силу решения суда. Предусмотренные законом основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют, доказательств реальной и объективной утраты возможности исполнения вступившего в законную силу судебного постановления заявителем не представлено.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили соответствующую правовую оценку, о наличии оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского, не свидетельствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый кассационный суд общей юрисдикции
о п р е д е л и л :
определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 12 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 4 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Мотивированное определение изготовлено 5 ноября 2024 года.