Дело №...
УИД №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ХХ.ХХ.ХХ. г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Дьячук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковалевской Людмилы Владимировны к Управлению федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании недоплученных сумм денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
установил:
Иск мотивирован тем, что с ХХ.ХХ.ХХ. истец замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия. Межрайонная ИФНС № 2 по Республике Карелия реорганизована с ХХ.ХХ.ХХ. путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на основании приказа ФНС России от ХХ.ХХ.ХХ. №.... В соответствии с приказом от ХХ.ХХ.ХХ. №... служебный контракт расторгнут с ХХ.ХХ.ХХ., истец была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении истцу была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <...> руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 33,42 дней в сумме <...> руб., начислено денежное содержание за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб. Полагая, что указанные денежные средства начислены неверно, поскольку при расчете не учтено материальное стимулирование и единовременные поощрения, истец просит взыскать с ответчика компенсацию при увольнении (4-х месячного денежного содержания) в размере <...> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск <...> руб., сумму недоначисленных отпускных – <...> руб., денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выплат <...> руб., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитывать и выплачивать дополнительно сумму указанных процентов с ХХ.ХХ.ХХ. и по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере <...> руб.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила взыскать: сумму недоплаченной компенсации при увольнении в размере 4-х месячного денежного содержания - <...> руб., сумму недополученной компенсации за неиспользованный отпуск - <...> руб., сумму недоначисленных отпускных – <...> руб., денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выплат - <...>, а также просила взыскать дополнительно компенсацию за 5, 6 месяцы со дня увольнения в размере <...> руб., компенсацию морального вред в размере <...> руб.
В судебном заседании истец Ковалевская Л.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Мах О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Указала на пропуск срока давности по требованию о взыскании отпускных за период до ХХ.ХХ.ХХ..
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).
Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <...>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абзацу первому 1 пункта 8 Правил в случаях, предусмотренных п. п. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, месячного денежного содержания за 1 месяц.
Тем же пунктом (абзац второй) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. «а» - «г» пункта 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в пункте 2 Правил.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №..., предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Судом установлено, что Ковалевская Л.В. проходила гражданскую службу с ХХ.ХХ.ХХ. в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия, последняя занимаемая должность – старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок, была уволена ХХ.ХХ.ХХ. на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
В период службы Ковалевской Л.В. производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, которые не были учтены при расчете ее денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, сумм отпускных: в ХХ.ХХ.ХХ.-<...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ.-<...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ. — <...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ. — <...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ. — <...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ. — <...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ. — <...> руб., в ХХ.ХХ.ХХ. — <...> руб.
В связи с увольнением истцу была начислена и выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере <...> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <...> руб. Кроме того, истцу было начислено денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб.
Расчет выплат при увольнении, как и оплата отпусков производились без учета средств материального стимулирования, поскольку, по мнению ответчика, материальное стимулирование выплачивалось сверх установленного фонда оплаты труда, не носило системного характера и не являлось гарантированной выплатой.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от ХХ.ХХ.ХХ. №... «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» начата процедура реорганизации Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, Межрайонных инспекций ФНС России № 1, №2, №5, №9,№10 путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. ХХ.ХХ.ХХ. завершена реорганизация территориальных инспекций, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. С указанного момента Управление ФНС России по РК является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей по вопросам деятельности инспекций, в том числе МИ ФНС № 2 по РК.
Анализируя приведенные нормативные положения, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Ответчиком заявлено о пропуске срока для обращения в суд по требованиям о взыскании отпускных выплат за период до ХХ.ХХ.ХХ..
В силу статьи 69 Федерального закона № 79-ФЗ индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров (часть 17 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ).
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
На основании части 10 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
С иском Ковалевская Л.В. обратилась в суд ХХ.ХХ.ХХ..
В судебном заседании Ковалевская Л.В. указала на наличие уважительных причин пропуска вышеуказанного срока, а именно болезнь истца и ее нахождение на лечении, в подтверждение истцом представлены три электронных листка нетрудоспособности, из которых следует, что с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. Ковалевская Л.В. находилась на стационарном лечении в ООО <...> ..., с ХХ.ХХ.ХХ. данный больничный лист продлен врачом травматологом-ортопедом по ХХ.ХХ.ХХ.. С ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. врачом травматологом-ортопедом выдан листок нетрудоспособности №... на период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ..
Судом установлено, что денежное содержание начислялось и выплачивалось истцу ежемесячно, за периоды нахождения в отпусках денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом производимых работодателем расчетов отпускных, при этом все составные части заработной платы и суммы отпускных отражались в расчетных листках. Истец при надлежащей заботе об осуществлении и защите своих прав не лишена была возможности еще до начала ежегодного оплачиваемого отпуска обратиться к представителю нанимателя за получением разъяснений о порядке расчета сумм денежного содержания на период такого отпуска.
С учетом приведенных нормативных положений, установленных судом обстоятельств, суд признает уважительными причины пропуска срока истцом на обращение в суд за разрешением индивидуального служебного спора по требованиям о взыскании отпускных за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., вместе с тем суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд о взыскании отпускных за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ..
Судом расчет истца проверен, ответчиком не оспорен, суд полагает его правильным.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате в размере <...> руб. (недоплаченная компенсация денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы <...> руб., компенсация за неиспользованный отпуск <...> руб., денежное содержание за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб., с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> руб..
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в несвоевременной выплате заработной платы, суд с учетом обстоятельств дела и степени вины ответчика, полагает необходимым удовлетворить исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в части, с учетом принципа разумности и справедливости, определив размер соответствующей компенсации в сумме 10000 руб.
В силу ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
Указанная правовая позиция отражена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ХХ.ХХ.ХХ. по делу №....
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ковалевской Людмилы Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в пользу Ковалевской Людмилы Владимировны задолженность по заработной плате в размере <...>., компенсацию морального вреда в размере <...> руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.