РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Гатчина 20 мая 2024 года
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Порохнев В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ромашова Дмитрия Сергеевича на постановление мирового судьи ... на судебном участке ...от ... по делу ... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Ромашова Дмитрия Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи ... на судебном участке ... от ... Ромашов Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей и лишения права управления транспортными средствами на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
В установленный законом срок Ромашов Д.С. обратился в Гатчинский городской суд ... с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы Ромашов Д.С. по существу указал на то, что мировой судья не проверила и не дала в постановлении оценку тому обстоятельству, что у инспектора ДПС 1 взвода 2 роты ОСБ ДПС ... ГИБДД ГУ МВД России по ... и ... \\\ отсутствовали законные основания и полномочия на осуществление служебной деятельности и составление процессуальных документов вне территории обслуживания.
В судебном заседании Ромашов Д.С. после разъяснения прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, и его защитник Бирюков Д.А. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Защитник Бирюков Д.А. дополнительно указал, что допрошенный по делу в качестве свидетеля понятой \\\ не подтвердил факт наличия признаков опьянения у Ромашова Д.С. и факт разъяснения ему прав, предусмотренных КоАП РФ, а также сообщил, что вторым понятым являлась девушка, что противоречит имеющимся в деле документам: протоколу об отстранении от управления транспортным средством, акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протоколу о направлении на медицинское освидетельствование.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, в том числе имеющиеся в материалах дела видеозаписи, проверив дело согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья пришел к следующим выводам.
На основании п. 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ... ... (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (далее – ПДД РФ), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... утверждены Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее - Правила), действующие с ....
Нормы раздела III Правил воспроизводят указанные в ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Согласно п. 9 Правил направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностным лицом военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи.
В силу ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
При рассмотрении дела мировой судья признал установленным, что ... в 22 часа 44 минуты у ... в ... водитель Ромашов Д.С., управлявший транспортным средством снегоболотоходом (квадроцикл) марки «OutlanderMaxXT650EFI»,не имеющим государственных регистрационных знаков, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта, нарушение речи, поведение, не соответствующее обстановке, в нарушение п. 2.3.2 ПДД РФ, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, при том, что его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ромашова Д.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременного выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
По смыслу ч. 1 и 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ст. 26.1 КоАП Ф в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
По общему правилу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ... инспектором ДПС 1 взвода 2 роты ОСБ ДПС ... ГИБДД ГУ МВД России по ... и ... \\\ в отношении Ромашова Д.С. применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержания транспортного средства.
Согласно протоколу об отстранении от управления транспортным средством б/н от ..., акту ... освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от ..., протоколу ... ... о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от ... при применении вышеуказанных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении присутствовали понятые \\\ и \\\.
Определением мирового судьи от ... удовлетворено ходатайство защитника Бирюкова Д.А. о вызове и допросе вышеуказанных понятых в качестве свидетелей.
В ходе рассмотрения дела мировой судья допросила в качестве свидетеля понятого \\\, показания которого подробно изложеныв постановлении мирового судьи. Так, \\\, помимо прочего, показал, что вторым понятым, сидевшим с ним на заднем сиденье патрульного автомобиля, являлась девушка.
Несмотря на возникшее противоречие в исследованных доказательствах, мировой судья определением от ... приняла решение рассмотреть дело в отсутствие свидетеля \\\, указанного в процессуальных документах в качестве второго понятого и при вынесении постановления признала совокупность имеющихся в деле доказательств непротиворечивой и достаточной для рассмотрения дела по существу.
Такой вывод мирового судьи нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что в постановлении мирового судьи отсутствует исследование и оценка видеозаписей с камер видеонаблюдения, расположенных по адресу: ..., представленных по соответствующему запросу суда обществом с ограниченной ответственностью «...» (л.д. 73-75).
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования ст.ст. 26.1, 26.2, 24.1, 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, вину Ромашова Д.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, нельзя считать установленной.
Учитывая изложенное, имеются основания для вывода о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что влечет отмену постановления.
В этой связи суд второй инстанции не проверяет и не дает оценку иным доводам жалобы.
Учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ и составляющий для данной категории дел один год, истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
отменить постановление мирового судьи ... на судебном участке ... от ... по делу ... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Ромашова Дмитрия Сергеевича.
Прекратить производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решениевступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано путем подачи жалобы непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст.ст. 30.13-30.14 КоАП РФ.
Судья В.И. Порохнев
подпись
Оригинал решения находится в деле № 12-111/2024 (УИД 47MS0035-01-2023-001181-17) в Гатчинском городском суде Ленинградской области.