Дело № 2-11585/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
при секретаре Кипрушевой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 ноября 2016 года дело по иску прокурора города Воркуты в интересах Фурсик Е.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд, в интересах Фурсик Е.И., с иском к Минстрою РК о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи из ... человек за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет ** ** **.
В обоснование заявленных требований указал, что Фурсик Е.И. является инвалидом с детства, постоянно проживает в г. ..., с ** ** ** состоит в списках граждан, имеющих право на предоставление жилья за пределами Крайнего Севера. ** ** ** она уведомлена ответчиком об отказе в предоставлении жилищной субсидии в связи с отсутствием необходимого времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (** ** **
В ходе судебного разбирательства прокурор г. Воркуты уточнил заявленные требования, просил обязать Минстрой РК выдать Фурсик Е.И. государственный жилищный сертификат на состав семьи ... человека (Фурсик Е.И., ... Д.Я., ... С.Д.).
В судебном заседании стороны участия не приняли, судом извещены.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Установлено, что Фурсик Е.И. родилась ** ** ** в г. ..., согласно справке серии ... № ... от ** ** ** является инвалидом ... бессрочно.
В общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на ** ** ** включена заявитель В.С. ... Фурсик Е.И.), по категории «...», с датой постановки на учет ** ** **.
На основании заявления ... В.С. от ** ** ** решением общественной комиссии администрацией МО ГО «...», протокол № ... от ** ** ** утвержденный распоряжением № ... от ** ** **, осуществлен перевод очереди с ... В.С. на Фурсик Е.И., с присвоением даты постановки на учет Фурсик (Волковой) Е.И. ** ** ** и категории «...».
В общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на ** ** ** - ** ** **, включена Фурсик (Волкова) Е.И. ... B.C.) как заявитель, по категории «инвалиды» с датой постановки на учет ** ** **
** ** ** Фурсик Е.И. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата.** ** ** администрация МО ГО ...» направила в Минстрой РК копии документов для разъяснения о праве Фурсик Е.И. на получение сертификата.
** ** ** Минстрой РК сообщил об отказе в выдаче сертификата в связи с представлением неполного перечня требуемых документов и решения суда о праве Фурсик Е.И. на получение социальной выплаты с датой постановки на учет ** ** **.
По мнению Минстроя РК, на дату постановки на учет (** ** **) Фурсик Е.И. исполнилось ** ** **, что менее ** ** ** проживания в районах Крайнего севера, установленных для инвалидов с детства. Кроме того, Фурсик Е.И. при обращении с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата не предоставила выписки из ЕГРП на нее и членов семьи, а также обязательство об освобождении имеющегося жилого помещения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд соглашается с мнением прокурора г. ... о наличии у Фурсик Е.И., как инвалида с детства, права на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет ** ** **, однако оснований для возложения на Минстрой РК обязанности выдать государственный жилищный сертификат не имеется.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
На дату постановки истца на учет 21.11.2000 действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно указанному Федеральному закону, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
По состоянию на ** ** ** общий стаж проживания в районах Крайнего Севера у Фурсик Е.И. составлял менее требуемого пятнадцатилетнего стажа, в связи с чем суд соглашается с мнением прокурора г. Воркуты, что Фурсик Е.И. имеет право на получение государственной жилищной субсидии с датой постановки на учет ** ** **, т.е. с момента достижения истцом ** ** **, соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ.
Фурсик Е.И. с ** ** ** (дата перевода очереди) самостоятельно состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья за пределами г. ..., была поставлена на учет в установленном порядке и более ** ** ** состоит в очереди лиц, изъявивших желание выехать за пределы районов Крайнего Севера. Каких-либо действий, направленных на необоснованное получение жилищной субсидии истец не предпринимал, жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.
Довод ответчика о том, что Фурсик Е.И. на дату постановки на учет ** ** ** не являлась инвалидом с детства, так как инвалидность установлена ** ** **, не имеют правового значения, поскольку установлено право истца на получение государственной жилищной субсидии с датой постановки на учет ** ** **.
Доводы о том, что Минстрой РК не отказывало Фурсик Е.И. в праве на получение социальной выплаты с датой постановки на учет ** ** **, то есть не нарушало ее прав признается не состоятельным не может служить основанием для отказа истцу в выдаче государственного жилищного сертификата с указанной даты постановки.
Предоставление жилищной субсидии гарантировано государством, поэтому право истца на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера с конкретной даты, отвечает положениям конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В силу положений ст. 3 ГПК РФ и ст. ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит лишь нарушенное или оспариваемое право.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к реальному восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Прокурором г. Воркуты фактически ставится вопрос о праве Фурсик Е.И. на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет ** ** **, однако требование о признании за ней такого права не заявлено, в связи с чем суд полагает, что за Фурсик Е.И. подлежит признанию право на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет ** ** **.
В то же время оснований для возложения на Минстрой РК обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеется.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с ч. 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а"-"е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пунктам 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы"
Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не состоятелен, поскольку перечень документов, влекущих основание для выдачи сертификата, а также отказ в его предоставлении, в том числе при отсутствии приведенного обязательства, определены законом.
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Фурсик Е.И. не оформила обязательство о сдаче жилого помещения по адресу: ..., принадлежащее на праве собственности Д.Я. и М.Я. ...
... М.Я., являющаяся собственником ... жилого помещения, в котором в настоящее время проживает Фурсик Е.И., своего волеизъявления на участие в подпрограмме в установленной форме не выразила, переселяться из районов Крайнего Севера не намерена. Однако указанное обстоятельство не освобождает истца от исполнения требований, установленных законом, для получения жилищного сертификата.
В соответствии с п. 44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п. 44 указанны Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Кроме того, Фурсик Е.И. для включения в список ** ** ** подала заявление о выдаче ей сертификата на состав семьи ... человек, она не обращалась с заявлением о выдаче сертификата на состав семьи ... человека, такое заявление ответчиком не рассматривалось.
Изложенное свидетельствует о законности отказа Минстроя РК в выдаче Фурсик Е.И. государственного жилищного сертификата в части исполнения требований о предоставлении требуемых Правилами документов.
С учетом изложенного, оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата, без предоставления перечня документов, установленного п. 44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать право Фурсик Е.И. на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из трех человек за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет ** ** **
Исковые требования прокурора города Воркуты в интересах Фурсик Е.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат оставить без удовлетворения.
Судья - Н.Е. Колосова