Дело № 2а-1035/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2017 года с. Бижбуляк
Судья Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан Шамратов Т.Х.,
рассмотрев по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к Задорожный О.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан (далее – ИФНС № 27) обратилась в суд с иском к Задорожный О.И. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу в размере 1 072 рублей 60 копеек, в том числе: недоимка по налогу на имущество физических лиц со сроком уплаты 05 ноября 2014 года в размере 62 рублей 13 копеек, пени в размере 25 рублей 53 копеек, пени по транспортному налогу в размере 984 рублей 94 копеек, указав в обоснование требований, что в собственности административного ответчика имеется имущество, облагаемое налогом, вместе с тем до настоящего времени налоги на указанную сумму ответчиком не уплачены. Одновременно истец просил суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Сумма задолженности по настоящему делу составляет 1 072 рубля 60 копеек, то есть менее 20 000 рублей.
Явка лиц, участвующих в деле, по данной категории споров обязательной не является, судом обязательной не признавалась. Возражений относительно применения упрощенного порядка рассмотрения дела в суд не поступало.
Статьей 292 КАС РФ установлено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Как следует из представленных материалов, Задорожный О.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц со сроком уплаты 05 ноября 2014 года, транспортного налога.
09 октября 2017 года ИФНС № 27 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Задорожному О.И. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу, на общую сумму 1 072 рубля 60 копеек, с нарушением процессуального срока.
Инспекцией в суд первой инстанции представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, принимая во внимание, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, в заявлении не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
В свою очередь, как уже указывалось выше, сроки направления требования об уплате налога определены в ст. 70 НК РФ. По общему правилу этой статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных ст. 70, п. 2 ст. 48 НК РФ. В случае его пропуска при отсутствии уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени. Не направление инспекцией требований об уплате налогов, пени и штрафов в установленный законом срок с момента выявления задолженности является нарушением принудительной процедуры взыскания налогов, пени и штрафов, установленной вышеозначенными нормами Налогового кодекса РФ.
Согласно имеющимся в материалах дела требованиям об уплате налогов срок обращения за их принудительным взысканием налоговым органом пропущен, так как требования о взыскании указанных в них сумм предъявлены за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. Сведений о направлении налогоплательщику требований об уплате вышеуказанных налогов в срок, установленный налоговым законодательством, в материалах дела не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Исходя из того, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производилось, суд полагает, что действия инспекции по взысканию с ответчика задолженности по транспортному налогу, срок взыскания которой налоговым органом пропущен, незаконны, не соответствуют ст. 32 НК РФ и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований налогового органа, так как им утрачена возможность взыскания как самой налоговой недоимки, так и пени, поскольку на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, в связи с чем, указанная задолженность в соответствии со ст. 59 НК РФ признается судом безнадежной к взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к Задорожный О.И. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу в размере 1 072 рублей 60 копеек, в том числе: недоимка по налогу на имущество физических лиц со сроком уплаты 05 ноября 2014 года в размере 62 рублей 13 копеек, пени в размере 25 рублей 53 копеек, пени по транспортному налогу в размере 984 рублей 94 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья п/п Т.Х. Шамратов
копия верна:
судья Шамратов Т.Х. Вступает в законную силу: С