Дело № 2-641/2024
УИД 51RS0009-01-2024-000851-93
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Каторовой И.В.,
при секретаре Шальневой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябовой И.Н. к Государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности установить и выплатить социальную доплату,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство труда и социального развития Мурманской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области,
установил:
Рябова И.Н. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее также ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН») о возложении обязанности установить и выплатить социальную доплату к пенсии.
В обоснование требований указала, что ей на основании решения суда с 13 июля 2020 года назначена страховая пенсия по старости. 04 декабря 2023 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении региональной социальной доплаты в пенсии, в получении которой за период с 13 июля 2020 года до 01 января 2022 года ей было отказано.
Не соглашаясь с принятыми решениями, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Рябова И.Н. участие в судебном заседании не принимала, будучи надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социального развития Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором принятие решения оставило на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее также ОСФР по Мурманской области), будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени судебного заседания, участия не принимало.
Суд, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-479/2023, материалы личного дела ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» получателя социальной доплаты к пенсии Рябовой И.Н., проанализировав юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан и малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории Мурманской области и нуждающимся в социальной поддержке установлены Законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (принят Мурманской областной Думой 16.12.2004).
В соответствии со статьей 10.2 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО в редакции от 07 июля 2020 года региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом по месту его жительства или по месту его пребывания на период получения пенсии, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 10.1 настоящего Закона, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом Мурманской области «О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии».
В случае, если пенсионер не имеет подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Мурманской области, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается при условии получения пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту фактического проживания гражданина и нахождения пенсионного выплатного дела на территории Мурманской области.
Региональная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на ее установление при обращении пенсионера за ее установлением по 31 декабря 2010 года включительно. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в пункте 3 статьи 10.1 настоящего Закона, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов не требуется (часть 2 статьи 10.2 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений).
С 01 января 2022 года были внесены изменения в нормативно-правовые акты, в соответствии с частью седьмой статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, часть 2 статьи 10.2 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Согласно пункту 1.4 Постановления Правительства Мурманской области от 30 декабря 2021 года № 1031-ПП «О Правилах предоставления региональной социальной доплаты к пенсии» региональная социальная доплата устанавливается пенсионеру в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на региональную социальную доплату.
Судом установлено, что 13 июля 2020 года Рябова И.Н., <дата> года рождения, обратилась с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ (после реорганизации ОПФР по Мурманской области) для проведения заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения страховой пенсии.
Решением ОПФР по Мурманской области от 12 марта 2022 года <номер> истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого (20 лет) страхового стажа и требуемого (12 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера (далее также РКС).
Решениями ОПФР по Мурманской области от 03 апреля 2023 года <номер>, от 06 апреля 2023 года <номер>, от 26 мая 2023 года <номер> истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 июня 2023 года по делу № 2-479/2023 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 сентября 2023 года по делу № 33-3547-2023 решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области об отказе Рябовой И.Н. в назначении пенсии признано незаконным. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области возложена обязанность назначить Рябовой И.Н. пенсию с 13 июля 2020 года.
Решение суда вступило в законную силу 28 сентября 2023 года и приведено в исполнение.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выплата пенсии за период с 13 июля 2020 года по 30 ноября 2023 года осуществлена ОПФР по Мурманской области в ноябре 2023 года. Размер ежемесячной пенсии в период с июля по декабрь 2020 года составил 10 148 руб. 76 коп., с января 2021 года – 10 788 руб. 15 коп.
Постановлением Правительства Мурманской области от 07 августа 2020 года № 565-ПП за II квартал 2020 года установлена величина прожиточного минимума по Мурманской области для пенсионеров в размере 14858 руб., за III квартал 2020 года - 14961руб. (постановление Правительства Мурманской области от 16.11.2020 N 803-ПП), на IV квартал 2020 года – 14693 руб. (постановление Правительства Мурманской области от 08.02.2021 N 39-ПП).
Таким образом, истец имела право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку ее доход был меньше величины прожиточного минимума.
Возражая против удовлетворения требований, ответчик назначил истцу доплату к социальной пенсии только с 01 января 2022 года, указав, что в беззаявительном порядке данная доплата может быть установлена с 01 января 2022 года – с момента внесения соответствующих изменений в Закон Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО.
Действительно, до 01 января 2022 года установление региональной социальной доплаты к пенсии носило заявительный характер.
Вместе с тем, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Учитывая, что с заявлением к ответчику о назначении социальной доплаты к пенсии истец не имела возможности обратиться ранее фактической даты установления пенсии – то есть ранее 28 сентября 2023 года по причине, не зависящей от нее - в связи с неправомерными действиями пенсионного органа об отказе в назначении пенсии и оспариванием их в судебном порядке, ГОКУ обязан был назначить соответствующую доплату с даты возникновения права на ее получение, то есть с 13 июля 2020 года. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение пенсионера в размере, определенном законом.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о возложении обязанности установить и произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии Рябовой И.Н. за период с 13 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года на Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения», как орган, осуществляющий расчет и выплату указанной доплаты в отношении истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Рябовой И.Н. (СИНИЛС <номер>) к Государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (ИНН 5102007371) о возложении обязанности установить и выплатить социальную доплату к пенсии удовлетворить.
Возложить на Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» обязанность установить и произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии Рябовой И.Н. за период с 13 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья подпись И.В.Каторова
Копия верна. Судья И.В. Каторова