дело № 2-72/2022
10RS0013-01-2021-001542-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Савкиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попушина В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л :
Попушин В.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что постановлением администрации Шуйского поселкового совета народных депутатов № от хх.хх.хх г. ему было разрешено проведение проектно-изыскательских работ на земельном участке площадью 0,15 га в ... под личное подсобное хозяйство. С мая 1993 г. истец разрабатывает земельный участок, выращивает овощи, установил теплицу и баню, пользуется земельным участком как своим собственным, оплачивал за него налог. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, но в регистрации права истцу отказано в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок. В 2010 г. истец обращался в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, ему было отказано в иске по причине отсутствия на хх.хх.хх г. необходимого срока владения земельным участком. Считая, что земельный участок ему предоставлен уполномоченным органом в постоянное владение и пользование, он пользуется земельным участком открыто и добросовестно 27 лет, истец просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 1500 кв.м, разрешенное использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ... в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец и его представитель Фильков В.В., действуя на основании доверенности, требования поддержали.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела.
Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела.
Суд, заслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что постановлением поселковой администрации Шуйского совета народных депутатов от хх.хх.хх г. № Попушину В.В. разрешено проведение проектно-изыскательских работ на земельном участке размером 0,15 га в д.Верховье под личное подсобное хозяйство.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым № местоположение - ..., ..., земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под личное подсобное хозяйство, сведения об объекте имеют статус- ранее учтенные, вид права - государственная собственность.
хх.хх.хх г. Попушину В.В. государственным инспектором по Республике Карелия по использованию и охране земель выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства, в связи с выявленным нарушением, выразившимся в использовании земельного участка, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок, истцу предписано устранить нарушение путем освобождения земельного участка либо путем оформления в установленном порядке прав на земельный участок с кадастровым №.
Постановлением заместителя государственного земельного инспектора Республики Карелия по использованию и охране земель от хх.хх.хх г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения, Попушину В.В. объявлено устное замечание и указано на недопустимость совершения подобного рода действий.
хх.хх.хх г. Попушину В.В. выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым № без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, установлен срок для устранения нарушения - хх.хх.хх г.
Из материалов дела следует, что Попушин В.В. приступил к использованию земельного участка после выдачи ему постановления от хх.хх.хх г. №. Иных документов, у истца, подтверждающих его право на земельный участок, не имеется.
В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что земельный участок используется ее супругом, до 2005 г. они платили земельный налог, их никто не предупреждал о необходимости оформления иных документов о праве на земельный участок.
Из пояснений свидетеля ФИО7 следует, что он приобрел земельный участок в ... в 1999 г.. Попушин В.В. уже пользовался своим земельным участком, сдавал денежные средства на обустройство дороги, постоянно проживает в доме, расположенном на земельном участке, обрабатывает участок, пользуется им.
Согласно п.3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п.1 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Пунктом 2 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ) устанавливалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Федеральным законодателем с 1 июля 2006 года были определены критерии, в соответствии с которыми земельные участки относились к тому или иному уровню публичной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановления Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Карелия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Исходя из приведенных положений и акта их разъяснения, приобретательная давность может быть применена в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, иные земельные участки не могут являться имуществом, не имеющим собственника.
Таким образом, занятие земельного участка и пользование им с 1992 г. не может расцениваться как добросовестное и соответствующее требованиям п. 1 ст. 234 ГК Российской Федерации.
Довод истца о том, что земельный участок был ему предоставлен на основании постановления органа местного самоуправления, не свидетельствует о наличии основания для вывода о приобретении истцом права собственности в порядке приобретательной давности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, действовавшим в 1992 году земельным законодательством, был определен перечень прав, на которых такие участки предоставлялись гражданам. Соответственно уполномоченный орган должен был принимать решение о предоставлении земельного участка с указанием вида права, на котором он предоставляется.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекс РСФСР 1991 года право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР. Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса РСФСР 1991 года приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды. Местный Совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.
В постановлении от 24 декабря 1992 г. не указано на предоставление земельного участка на каком-либо праве, не указаны границы участка в натуре.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Попушина В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2022 г.
10RS0013-01-2021-001542-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Савкиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попушина В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л :
Попушин В.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что постановлением администрации Шуйского поселкового совета народных депутатов № от хх.хх.хх г. ему было разрешено проведение проектно-изыскательских работ на земельном участке площадью 0,15 га в ... под личное подсобное хозяйство. С мая 1993 г. истец разрабатывает земельный участок, выращивает овощи, установил теплицу и баню, пользуется земельным участком как своим собственным, оплачивал за него налог. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, но в регистрации права истцу отказано в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок. В 2010 г. истец обращался в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, ему было отказано в иске по причине отсутствия на хх.хх.хх г. необходимого срока владения земельным участком. Считая, что земельный участок ему предоставлен уполномоченным органом в постоянное владение и пользование, он пользуется земельным участком открыто и добросовестно 27 лет, истец просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 1500 кв.м, разрешенное использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ... в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец и его представитель Фильков В.В., действуя на основании доверенности, требования поддержали.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела.
Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела.
Суд, заслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что постановлением поселковой администрации Шуйского совета народных депутатов от хх.хх.хх г. № Попушину В.В. разрешено проведение проектно-изыскательских работ на земельном участке размером 0,15 га в д.Верховье под личное подсобное хозяйство.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым № местоположение - ..., ..., земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под личное подсобное хозяйство, сведения об объекте имеют статус- ранее учтенные, вид права - государственная собственность.
хх.хх.хх г. Попушину В.В. государственным инспектором по Республике Карелия по использованию и охране земель выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства, в связи с выявленным нарушением, выразившимся в использовании земельного участка, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок, истцу предписано устранить нарушение путем освобождения земельного участка либо путем оформления в установленном порядке прав на земельный участок с кадастровым №.
Постановлением заместителя государственного земельного инспектора Республики Карелия по использованию и охране земель от хх.хх.хх г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения, Попушину В.В. объявлено устное замечание и указано на недопустимость совершения подобного рода действий.
хх.хх.хх г. Попушину В.В. выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым № без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, установлен срок для устранения нарушения - хх.хх.хх г.
Из материалов дела следует, что Попушин В.В. приступил к использованию земельного участка после выдачи ему постановления от хх.хх.хх г. №. Иных документов, у истца, подтверждающих его право на земельный участок, не имеется.
В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что земельный участок используется ее супругом, до 2005 г. они платили земельный налог, их никто не предупреждал о необходимости оформления иных документов о праве на земельный участок.
Из пояснений свидетеля ФИО7 следует, что он приобрел земельный участок в ... в 1999 г.. Попушин В.В. уже пользовался своим земельным участком, сдавал денежные средства на обустройство дороги, постоянно проживает в доме, расположенном на земельном участке, обрабатывает участок, пользуется им.
Согласно п.3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п.1 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Пунктом 2 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ) устанавливалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Федеральным законодателем с 1 июля 2006 года были определены критерии, в соответствии с которыми земельные участки относились к тому или иному уровню публичной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановления Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Карелия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Исходя из приведенных положений и акта их разъяснения, приобретательная давность может быть применена в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, иные земельные участки не могут являться имуществом, не имеющим собственника.
Таким образом, занятие земельного участка и пользование им с 1992 г. не может расцениваться как добросовестное и соответствующее требованиям п. 1 ст. 234 ГК Российской Федерации.
Довод истца о том, что земельный участок был ему предоставлен на основании постановления органа местного самоуправления, не свидетельствует о наличии основания для вывода о приобретении истцом права собственности в порядке приобретательной давности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, действовавшим в 1992 году земельным законодательством, был определен перечень прав, на которых такие участки предоставлялись гражданам. Соответственно уполномоченный орган должен был принимать решение о предоставлении земельного участка с указанием вида права, на котором он предоставляется.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекс РСФСР 1991 года право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР. Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса РСФСР 1991 года приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды. Местный Совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.
В постановлении от 24 декабря 1992 г. не указано на предоставление земельного участка на каком-либо праве, не указаны границы участка в натуре.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Попушина В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2022 г.