Решение по делу № 33а-418/2021 от 29.01.2021

Судья Гладышева А.А. УИД 12RS0008-01-2020-002276-80

дело № 2а-1467/2020

                         № 33а-418/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Йошкар-Ола 25 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

судей Орловой С.Г. и Хаулиулина А.Д.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Бузунова Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Васильева В.М. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 24 ноября
2020 года, которым постановлено:

установить в отношении Васильева В.М. административный надзор на срок 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В течение срока административного надзора установить
Васильеву В.М. административные ограничения в виде:

- обязательной явки в количестве 2 (двух) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время с 22 часов до 06 часов следующего дня;

- запрещения пребывания в общественных местах, в которых осуществляется торговля спиртными напитками на розлив;

- запрета покидать пределы территории Республики Марий Эл без разрешения органов внутренних дел.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Орловой С.Г., судебная коллегия

установила:

федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Васильева В.М. административного надзора на срок три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел, и административных ограничений в виде обязательной явки в количестве четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут, запрещения пребывания в общественных местах, в которых осуществляется торговля спиртными напитками на розлив.

В обоснование заявленных требований указано, что Васильев В.М. осужден приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2018 года по пункту «а» части 2 статьи 158, пункту «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Срок отбывания наказания истекает 11 января 2021 года. Преступления совершены Васильевым В.М. в период нахождения под административным надзором, в состоянии опьянения, в ночное время.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Васильев В.М. указывает, что ему не мог быть установлен административный надзор повторно, просит решение суда отменить, либо изменить, исключив из него административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в период с
22 часов до 6 часов следующего дня; запрещения пребывания в общественных местах, в которых осуществляется торговля спиртными напитками на розлив; запрета покидать пределы территории Республики Марий Эл. Полагает, что законные основания для установления в отношении него административного надзора отсутствовали. Установленные судом административные ограничения будут препятствовать его трудовой деятельности и являются невыполнимыми в связи с отсутствием у него постоянного места жительства.

Представитель административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, административный ответчик Васильев В.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав заключение прокурора Бузунова Ю.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).

В соответствии со статьей 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Административный надзор в отношении указанного лица устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 2 части 1 и пункт 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре).

Перечень административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, предусмотрен статьей 4 Закона об административном надзоре. При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В случае отсутствия у поднадзорного лица места жительства или пребывания обязательным также является установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории (пункты 1, 3 части 2 статьи 4 Закона).

Как следует из материалов административного дела, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 октября
2016 года в отношении Васильева В.М., освобождаемого из мест лишения свободы, установлен административный надзор на срок 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания (л.д. 5).

Административный надзор в отношении Васильева В.М. установлен с 5 декабря 2016 года по 5 декабря 2019 года.

В период нахождения под административным надзором 24 ноября 2017 года и 22 января 2018 года Васильевым В.М. совершены кражи, то есть тайные хищения чужого имущества.

Приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2018 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 2 статьи 158, пунктом «в» части 2 статьи 158 УК РФ, ему назначено наказание с применением части 2 статьи 69 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 3-4).

В силу статьи 15 УК РФ совершенные Васильевым В.М. преступления относятся к категории преступлений средней тяжести.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела и в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Васильева В.М., поскольку административный ответчик является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступлений, за которые он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.

Срок административного надзора определен судом правильно, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре и с учетом пункта «в» части 3 статьи 86 УК РФ.

Доводы жалобы об отсутствии законных оснований для установления административного надзора со ссылкой на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 октября 2016 года, которым ранее в отношении него уже был установлен административный надзор, являются несостоятельными, поскольку осуждение Васильева В.М., являющегося поднадзорным лицом, к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания, в силу пункта 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре явилось основанием для прекращения административного надзора, установленного указанным решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл.

Установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Закона об административном надзоре, чрезмерными не являются, и способствуют предупреждению совершения Васильевым В.М. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.

Несогласие заявителя жалобы с установлением административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в период с
22 часов до 6 часов следующего дня; запрещения пребывания в общественных местах, в которых осуществляется торговля спиртными напитками на розлив, не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку данные административные ограничения не носят произвольного характера и установлены судом первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе, совершения Васильевым В.М. преступлений в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения.

Судебная коллегия не находит оснований и для отмены административного ограничения в виде запрета покидать пределы территории Республики Марий Эл, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре установление такого вида ограничения в рассматриваемом случае является обязательным. Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что Васильев В.М. не имеет постоянного места жительства или пребывания, обоснованно установил оспариваемое административное ограничение.

При этом следует отметить, что в силу части 3 статьи 4 и части 2 статьи 9 Закона об административном надзоре суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения, а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Васильев В.М. не лишен права в установленном законом порядке обратиться в суд за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Васильева В.М. и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым исключить из абзаца 6 резолютивной части решения суда слова «без разрешения органа внутренних дел», поскольку формулировка административного ограничения в виде «запрета покидать пределы территории Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел» не в полной мере соответствует формулировке, установленной пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре. К тому же законодателем предусмотрены условия и механизм получения разрешения на выезд за установленные судом пределы территории (часть 3 статьи 12 Закона об административном надзоре), ввиду чего, по мнению судебной коллегии, указание в формулировке данного административного ограничения на разрешение уполномоченного органа является излишним.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Васильева В.М. – без удовлетворения.

Исключить из абзаца 6 резолютивной части решения слова «без разрешения органа внутренних дел».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий О.А. Петрова

Судьи С.Г. Орлова

А.Д. Халиулин

33а-418/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Йошкар-Олинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ РМЭ
ФКУ ИК-3 УФСИН России по РМЭ
Ответчики
Васильев Владимир Михайлович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
vs.mari.sudrf.ru
29.01.2021Передача дела судье
18.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее