Дело № 2-520/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2017 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Доценко О.А.
с участием истца Стефюк О.И.
представителя истца Ломаевой А.В.
представителя ответчика Пинчук Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по иску Стефюк Ольги Ивановны к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании жилого дома непригодным для проживания и предоставлении благоустроенного жилого помещения, -
УСТАНОВИЛ:
01.09.2017г. Стефюк О.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании жилого дома непригодным для проживания и предоставлении благоустроенного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что она проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который в настоящее время нигде не числится. Она проживает в данном доме с 1979 года, и делала ремонт своими силами, при условии, что денежные средства по договору социального найма на ремонт квартиры выделялись. К ней приезжали работники ГУП ЕАО «БТИ ЕАО», обследовали данное жилье и пообещали, что ей предоставят квартиру в строящемся доме по <адрес>. Просит обязать администрацию МО «Смидовичское городское поселение» предоставить ей однокомнатную квартиру в строящемся доме по <адрес>.
Определением суда от 04 сентября 2017 г. данное исковое заявление было принято к производству.
В судебном заседании истец Стефюк О.И. исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме. Просила суд признать жилое помещение, расположенное в <адрес>, непригодным для проживания, и обязать ответчика предоставить ей благоустроенную однокомнатную квартиру в <адрес> ЕАО взамен жилого помещения, признанного аварийным, общей площадью 36 кв.м. Суду пояснила, что жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время в <адрес> непригодно для проживания. Иного жилого помещения у нее не имеется.
В судебном заседании представитель истца по устному заявлению Ломаева А.В. с исковыми требованиями и доводами иска не согласилась. Суду пояснила, что у истца была ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру в <адрес>, данная квартира была продана в марте 2017 года. Денежные средства, вырученные от продажи данной квартиры, были поделены между истцом и вторым сособственником.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Смидовичское городское поселение» Пичугина Л.А с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что истец впервые обратилась для решения вопроса о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий за два дня до данного судебного заседания. Ранее Стефюк О.И. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит в настоящее время. Данный вопрос будет решаться с учетом того, что истец в марте 2017 года продала ? долю квартиры, которая ей принадлежала на праве собственности. В настоящее время реализация программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы» практически завершена, включение истца в данную программу невозможно. Вместе с тем, истца планируется включить в аналогичную программу, которая предусмотрена на 2019-2024 год.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных законом случаев внеочередного предоставления жилых помещений. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Положениями действующего Жилищного кодекса РФ установлено, что по договорам социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являются малоимущими, на основании решений органа местного самоуправления (ст. 49, ст. 51, ч. 1 ст. 52, ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Материалами дела установлено, что согласно справке от 29.11.1995г. жилой дом <адрес> не числится на балансе Смидовичского совхоза.
Согласно выписке из казны муниципального имущества № 57 от 14.09.2017г. квартира, расположенная по адресу: ЕАО, <адрес> внесена в реестр муниципального имущества МО «Смидовичское городское поселение».
В материалы дела представлен договор социального найма жилого помещения № 530 от 15.04.2016г., заключенный между администрацией Смидовичского городского поселения (наймодатель) и Стефюк О.И. (наниматель), согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение в доме, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 36 кв.м. по адресу: ЕАО, <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг, электроснабжение, вывоз сухого мусора (п. 1).
Согласно заключению № 72 от 30 декабря 2016 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации МО «Смидовичское городское поселение» от 26.02.2016г. № 97, жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, суд не усматривает основания для удовлетворения исковых требований Стефюк О.И. в части признания жилого помещения по <адрес> непригодным для проживания, поскольку администрацией МО «Смидовичское городское поселение» ЕАО жилой <адрес> <адрес> уже признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, вопрос о признании жилого фонда непригодным для проживания относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Из сообщения администрации МО «Смидовичское городское поселение» от 15.09.2017г. № 722 следует, что Стефюк О.И. не состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из состава жилищного фонда Смидовичского городского поселения.
Согласно представленной ответчиком информации на сайте «Реформа ЖКХ» размещены реестр аварийных многоквартирных домов, в который включен многоквартирный <адрес> ЕАО, сведения о жилых помещениях и собственниках (нанимателях) жилых помещений многоквартирного <адрес>, включая Стефюк О.И.
Согласно сообщению ГУП ЕАО «БТИ ЕАО» от 25.09.2017г. № 1292 Стефюк О.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения не использовала право на бесплатную приватизацию в жилых помещениях, в домах государственного и муниципального жилищного фонда на территории г. Биробиджана, Биробиджанского и Смидовичского районов. Право собственности до февраля 1998 года не зарегистрировано.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЕАО от 18.09.2017 № Стефюк О.И. принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес> период с 23.01.2015г. по 14.03.2017г.
Согласно справке МСЭ-2014 № Стефюк О.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты>
С учетом действующего законодательства, которое приведено выше, наличие одного лишь факта признания жилого помещения непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Согласно ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, внеочередное предоставление жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения, в котором проживает в настоящее время
истец, возможно при её признании органом местного самоуправления малоимущей и постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако Стефюк О.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на учете не состоит. Кроме того, она была обеспечена ? долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, право собственности на которое было у нее прекращено 14.03.2017г. в связи с продажей данного жилого помещения.
Вместе с тем, иных оснований, предусмотренных в ст. 57 ЖК РФ, для внеочередного предоставления жилья истцу суд не усматривает, таких доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, в настоящее время в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» на 2013-2017 годы» Стефюк О.И. не включена. Ее включение в действующую программу в настоящее время невозможно, поскольку в нее включены другие граждане, которым должны быть предоставлены определенные жилые помещения необходимой площади, на что предусмотрено финансирование из федерального бюджета в размере, утвержденном в установленном законом порядке. Включение граждан в данную программу происходит заблаговременно.
С учетом изложенного и совокупности доказательств по делу, суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований Стефюк О.И. к администрации МО «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения в <адрес> ЕАО.
На основании изложенного, суд, руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стефюк Ольги Ивановны к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании жилого дома непригодным для проживания и предоставлении благоустроенного жилого помещения оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева