66а-1168/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 18 августа 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Солдатовой С.В.,
судей Капориной Е.Е., Колпаковой А.В.,
при ведении протокола судебного помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Ленинградского областного суда, Евпаторийского городского суда административное дело № 2а-53/2021 (УИД 91OS0000-01-2021-000036-52) по административному исковому заявлению Гавриловой Татьяны Дмитриевны о признании не действующим в части решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 30 декабря 2015 г. № 1-29/7 «О внесении изменений в Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённый решением Евпаторийского городского совета от 29 мая 2015 г. № 1-20/9» по апелляционной жалобе административного истца Гавриловой Т.Д. на решение Верховного Суда Республики Крым от 26 марта 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В., объяснения административного истца Гавриловой Т.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Евпаторийского городского совета Республики Крым – Шейхислямовой С.Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Администрации города Евпатория Республики Крым – Фоломеевой А.Н., поддержавшей апелляционную жалобу административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29 мая 2015 г. № 1-20/9 (далее – также решение от 29 мая 2015 г. № 1-209) утверждён Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее также – Порядок), в пункте 1.2 которого указано, что к числу жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда отнесены служебные помещения, с регламентацией порядка их предоставления в разделе 2. Согласно пункту 2.1 названного Порядка служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями на территории муниципального образования, в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления; с муниципальным унитарным предприятием; с муниципальным учреждением; в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.
30 декабря 2015 г. Евпаторийским городским советом Республики Крым принято решение № 1-29/7 (далее также - решение от 30 декабря 2015 г. № 1-29/7), которым в Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым внесены изменения и пунктом 2 которого также утверждён перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, согласно приложению к названному решению (далее также – Перечень). К таким гражданам отнесены: депутаты Евпаторийского городского совета в связи с избранием на муниципальные должности на постоянной основе (пункт 1); муниципальные служащие Евпаторийского городского совета Республики Крым, занимающие высшие, главные, ведущие и старшие группы должностей муниципальной службы (пункт 2); муниципальные служащие Администрации города Евпатория Республики Крым, занимающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей муниципальной службы (пункт 3); муниципальные служащие Контрольно-счетной палаты города Евпатория Республики Крым, занимающие высшие, главные и ведущие должности муниципальной службы и лица, замещающие муниципальные должности (пункт 4); работники муниципальных учреждений муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым: педагогические работники образовательных организаций; специалисты в сфере культуры, искусства и спорта (пункт 5); работники муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (пункт 6); сотрудники, замещающие должности участковых уполномоченных полиции города Евпатория, на период выполнения сотрудниками обязанностей по указанным должностям (предоставление осуществляется до 1 января 2017 г.) (пункт 7).
Гаврилова Т.Д. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, с учетом его уточнения и отказа от части исковых требований, принятого судом определением от 24 марта 2021 г., с требованием о признании недействующим с даты принятия пункта 2 решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 30 декабря 2015 г. № 1-29/7. В обоснование требований сослалась на то, что работая с 2016 г. в муниципальном казенном учреждении «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» в должности юрисконсульта, в 2018 г. она, руководствуясь Порядком предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённым решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29 мая 2015 г. № 1-20/9, обратилась в Администрацию города Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения. Постановлением Администрации города Евпатория Республики Крым от 26 апреля 2019 г. № 763-п ей предоставлено служебное жилое помещение специализированного жилищного фонда на период трудовых отношений, с последующим заключением с ней договора найма служебного жилого помещения от 6 мая 2019 г.
Согласно заключению о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проверка целевого и эффективного распоряжения объектами специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, соблюдения требований федеральных и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы порядка учета, предоставления и распоряжения объектами специализированного жилищного фонда, соблюдения порядка учета нуждающихся в предоставлении помещений специализированного жилищного фонда за 2017-2019 годы», проведенного Контрольно-счетной палатой городского округа Евпатория Республики Крым, постановление Администрации города Евпатория Республики Крым от 26 апреля 2019 г. № 763-п принято в нарушение решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 30 декабря 2015 г. № 1-29/7, поскольку работники муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» не включены в перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения специализированного муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Администрации города Евпатория Республики Крым рекомендовано отменить постановления о предоставлении служебных жилых помещений лицам, не соответствующим категориям граждан, включенным в Перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения из муниципального специализированного жилищного фонда.
Административный истец полагает оспариваемое в части решение Евпаторийского городского совета Республики Крым не отвечающим критерию формальной определенности, поскольку утверждённый Перечень граждан существенно отличается от перечня, предусмотренного пунктом 2.1 Порядка; его положения указывают на наличие в нем коррупциогенных факторов.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 26 марта 2021 г. в удовлетворение административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из обжалуемого решения суда, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проверил процедуры принятия и опубликования как решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29 мая 2015 г. № 1-20/9, так и решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 30 декабря 2015 г. № 1-29/7 «О внесении изменений в Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённый решением Евпаторийского городского совета от 29 мая 2015 г. № 1-20/9», не установив обстоятельств, указывающих на нарушение требований закона при их реализации, придя к выводу о том, что названные решения приняты Евпаторийским городским советом Республики Крым в пределах предоставленных полномочий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22 декабря 2015 г. Евпаторийский городской совет Республики Крым направил в прокуратуру города Евпатории Республики Крым для проведения антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, планируемых к рассмотрению на пленарном заседании очередной 29 сессии Евпаторийского городского совета 1 созыва.
Согласно протоколу заседания комитета по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связям с общественностью, взаимодействию с правоохранительными органами, информационной политике, межнациональным отношениям, местному самоуправлению, противодействия коррупции Евпаторийского городского совета Республики Крым от 25 декабря 2015 года №32 в повестку дня под №12 был включён вопрос о внесении изменений в Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённый решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29.05.2015 г. №1-20/9. По результатам заседания принято решение о доработке предложенного проекта решения в части возможности добавления в перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения из муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, определенных категорий и рассмотрении данного вопроса на совместном совещании комитетов.
В соответствии с протоколом совместного заседания комитетов городского совета 1 созыва Евпаторийского городского совета города Евпатории Республики Крым от 28 декабря 2015 г. №21 в повестку дня под №14 был включён вопрос о внесении изменений в Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённый решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29 мая 2015 г. №1-20/9.
Согласно протоколу пленарного заседания очередной 29 сессии 1 созыва Евпаторийского городского совета от 30 декабря 2015 г. в повестку дня под №7 был включён вопрос о внесении изменений в Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённый решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 29 мая 2015 г. №1-20/9.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92), которые имеют специальное назначение.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, устанавливаются органом местного самоуправления.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы административного истца о неопределенности нормативного правового акта, возникшей вследствие принятия оспариваемого решения от 30 декабря 2015 г. № 1-29/7, основанные на том, что оспариваемым в части решением утверждён перечень граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения специализированного муниципального жилищного фонда, существенно отличающийся от перечня, закрепленного в пункте 2.1 Порядка, в редакции решения от 29 мая 2015 г. №1-20/9, руководствуясь приведёнными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из того, что пункт 2.1 Порядка регламентирует назначение служебных жилых помещений, в то время как, содержание пункта 2 оспариваемого решения и приложения к нему указывают на то, что административным ответчиком, во исполнение положений статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждён перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения специализированного муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Суд верно применил правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. №9-П, отметив, что в законодательстве отсутствует единый перечень категорий конкретных лиц, которым органом местного самоуправления могут быть предоставлены служебные жилые помещения, что объясняется тем, что в контексте задач, возложенных на муниципальные образования, служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории которых определяются органом местного самоуправления.
Судебная коллегия также исходит из того, что из анализа приведенных положений не следует, что при установлении категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в специализированном муниципальном жилищном фонде, орган местного самоуправления не вправе конкретизировать, в частности, учреждения, работники которых имеют право на обеспечение их служебным жилым помещением.
Как усматривается, в отсутствие неопределенности оспариваемого решения, создающего действующую редакцию решения от 29 мая 2015 г. № 1-20/9, административный истец исходит из субъективного толкования его положений, в том числе его преамбулы.
При таких обстоятельствах, содержание оспариваемого решения не дает оснований для вывода о том, что в нем содержатся коррупциогенные факторы, о наличии которых утверждает административный истец.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Поскольку 22 декабря 2015 г. Евпаторийский городской совет Республики Крым направлял в прокуратуру города Евпатории Республики Крым для проведения антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, планируемых к рассмотрению на пленарном заседании очередной 29 сессии Евпаторийского городского совета 1 созыва, каких-либо заключений о наличии в изученном проекте о внесении изменений в Порядок коррупциогенных факторов в адрес административного ответчика не поступало, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований утверждать о том, что в отношении оспариваемого нормативного правового акта антикоррупционная экспертиза не была проведена.
В соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей обязанности суда при разрешении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).
Частью 8 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении данного административного дела все перечисленные обстоятельства судом первой инстанции были выяснены и отражены в обжалуемом решении. Обстоятельствам, доводам административного истца, имеющим правовое значение для рассмотрения и разрешения данного административного дела, судом дана надлежащая оценка в обжалованном решении.
С учетом доводов административного истца, не занимающей, согласно обстоятельствам административного дела, должность муниципальной службы, заявленных административных исковых требований, исходя из конкретных прав и законных интересов, в защиту которых подан настоящий административный иск, судебная коллегия отмечает, что соответствие наименований должностей муниципальной службы, приведенных в оспариваемом перечне, наименованиям должностей, предусмотренным нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не является предметом судебной оценки в настоящем административном деле.
Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые вопросы, и не влекут отмену принятого судом первой инстанции решения.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 36 Кодекса административного судопроизводства, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 сентября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи: