Дело № 2а-10231/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2017 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой А.Г.
при секретаре Солдатове Д.А.
с участием административного истца Шарипова Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Шарипова Р.И. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании решения незаконным,
установил:
Шарипов Р.И. обратился в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании решения незаконным, в обоснование своих требований указав, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 20.10.2017 г. № отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п.п.1 п.2 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. № 560/пр. Указанный отказ является незаконным. Оснований для отказа заявителю во включении в реестр не имеется и он соответствует пп.1 п.2 критериев, поскольку у застройщика отсутствует прирост вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Административный истец просит признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 20.10.2017 г. № об отказе Шарипову Р.И. во включении в реестр пострадавших граждан, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, включить Шарипова Р.И. в реестр пострадавших граждан.
Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2017 года по делу в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Единая торгово-закупочная компания».
В судебном заседании административный истец Шарипов Р.И. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на судебное заседание не явился, неявка суду неизвестна, извещены судом надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица ООО «Единая торгово-закупочная компания» извещен судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного искового заявления.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.7 ст.23 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минстроя России от 12.08.2016 г. № 560/пр. "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и Правила ведения реестра пострадавших граждан (Приложение № 2).
Правила ведения реестра пострадавших граждан, определяют, в том числе, содержание реестра, порядок включения граждан в реестр, основания для отказа во включении в реестр, порядок предоставления сведений из реестра.
Так, реестр формируется и ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (пункт 1 Правил); включение в реестр осуществлялось на основании письменного заявления с приобщением необходимых надлежаще оформленных документов из установленного перечня (пункты 5 и 6 Правил); основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил. (пункт 10 Правил).
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 30 января 2016 года между ООО «Единая торгово-закупочная компания» в лице генерального директора ФИО4 и Шариповым Р.И. заключен договор участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома, предметом которого является долевое участие сторон в финансировании строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом № № со встроенными нежилыми помещениями и объектами инженерной инфраструктуры РБ <адрес>, микрорайон <адрес> (строительный адрес). Согласно представленным суду квитанциям к приходному кассовому ордеру № от 30.01.2016 г. Шарипов Р.И. внес в кассу ООО «Единая торгово-закупочная компания» денежные средства в размере 730 345,10 руб.
Между тем, никаких действий к передаче объекта недвижимости, возврату денег обществом не принималось. Постановлением следователя СЧ по РОПД ГСУ МВД по Республике Башкортостан подполковника юстиции ФИО5 от 26 августа 2017 года Шарипов Р.И. признан потерпевшим по уголовному делу №.
Таким образом, Шарипов Р.И. отвечает требованиям пункта 2 Критериев (Приложение № 1 к Приказу № 560/пр).
Шарипов Р.И. обратился в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан.
20 октября 2017 года решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № Шарипову Р.И. отказано во включении в указанный реестр, поскольку отсутствует договор долевого участия в долевом строительстве, заключенный в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ (п.п. 1 п. 2 Критериев)
Между тем согласно Обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 г., при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона.
Поскольку установлено нарушение прав Шарипова Р.И. неисполнением перед ним обязательства по передаче квартиры по сделке, то оспариваемое решение административного ответчика от 20 октября 2017 года № не может быть признано законным и подлежит отмене.
Каких-либо иных предусмотренных Правилами оснований для отказа во включении заявителя в реестр по данному делу не установлено.
Таким образом, Шарипов Р.И. подлежит включению в реестр пострадавших граждан, в соответствии Приказом Минстроя России от 12.08.2016 г. № 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст. 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Шарипова Р.И. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании решения незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 20 октября 2017 года № об отказе во включении Шарипова Р.И. в реестр пострадавших граждан.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить Шарипова Р.И. в реестр пострадавших граждан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья Фархутдинова А.Г.