Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2013 г. п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Губаревой С.А.
при секретаре Сурнаевой Е.А.,
с участием истцов: Евралева А.Н., Степановой Е.А., Павловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евралева А.Н., Степановой Е.А. Павловой А.А. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о включении земельного участка в состав наследства и признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Евралев А.Н., Степанова Е.А. и Павлова А.А. обратились в суд с иском к администрации Чебоксарского района ЧР о включении земельного участка в состав наследства и признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
Исковые требования обосновали тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1- супруга Евралева А.Н. и мать Степановой Е.А. и Павловой А.А. После ее смерти открылось наследство, в состав которого входит, в том числе, земельный участок № площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» Чебоксарского района Чувашской Республики.
Данный земельный участок был предоставлен ФИО1 на основании постановления главы администрации Чебоксарского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность. При жизни она не успела оформить правоустанавливающие документы на указанный участок.
Истцы являются наследниками первой очереди по закону, принявшими наследство после смерти ФИО1, однако, из-за отсутствия правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, не могут в установленном порядке оформить свои права на него. Из-за отсутствия правоустанавливающих документов нотариус отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и требования ст.1112 ГК РФ истцы просят включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1 принадлежавший ей на праве собственности земельный участок под кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенный по <адрес> и признать за ними право собственности в порядке наследования на указанный земельный участок в размере 1/3 доли в праве за каждым.
В судебном заседании истцы поддержали исковые требования, изложив при этом свои доводы.
Представитель ответчика - администрации Чебоксарского района ЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований не возражал.
Выслушав пояснения истцов, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что глава администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, рассмотрев материалы инвентаризации, заявления граждан о закреплении земельных участков в собственность, решение правления садоводческого товарищества «<данные изъяты>» и заключение районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № распорядился закрепить за садоводческим товариществом «<данные изъяты>» земельные участки общей площадью <данные изъяты> га, в том числе:
-в коллективную совместную собственность-<данные изъяты> га, из них под дорогами <данные изъяты> га; под общественными постройками <данные изъяты> га, прочие земли- <данные изъяты>;
- в собственность граждан <данные изъяты> га;
- в пожизненное наследуемое владение- <данные изъяты> га.
Этим же постановлением утвержден Список членов садоводческого товарищества «<данные изъяты>», за которыми закрепляются земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение.
В списке членов коллективного садоводческого товарищества «<данные изъяты>» под № значится ФИО1, которой предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).
Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства и др., не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п.9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке, предоставленном ФИО1, и присвоен кадастровый №.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка №, предоставленного ФИО1 и расположенного по <адрес> участок №, его площадь составляет <данные изъяты> кв. метров. Данный участок значится принадлежащим ФИО1 на праве собственности.
Судом установлено, что ФИО1 при жизни владела предоставленным ей в соответствии с действовавшим законодательством земельным участком на праве собственности. Сведений о том, что ФИО1 был выдан Государственный акт на землю, удостоверявший право собственности на земельный участок по ранее действовавшему законодательству, не имеется. Право собственности ФИО1 на этот земельный участок, не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Между тем, само по себе отсутствие государственного акта на земельный участок, как и отсутствие регистрации права, не исключало возникновения у ФИО1 права собственности на спорный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти №.
Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью. Поскольку ФИО1 умерла, а с ее смертью прекратилась и ее правоспособность, регистрация права собственности на предоставленный ей земельный участок в настоящее время, невозможна.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ, принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ.
Следовательно, земельный участок, принадлежавший ФИО1 на праве собственности, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после ее смерти.
По сведениям нотариуса нотариального округа: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО1, являются: супруг Евралев А.Н. и дочери Евралева А.А., Евралева Е.А.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку, наследники, принявшие наследство, независимо от времени и способа его принятия считаются собственниками наследственного имущества, носителями имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента, исковые требования Евралева А.Н., Степановой Е.А. и Павловой А.А. о признании права собственности на земельный участок по праву наследования, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принадлежавший ей на праве собственности земельный участок для садоводства, под кадастровым № площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по <адрес> садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок №.
Признать за Евралевым А.Н., Степановой Е.А., Павловой А.А. право собственности в порядке наследования на земельный участок для садоводства, под кадастровым № площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по <адрес>, садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок №, в размере 1/3 доли в праве за каждым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда, через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья С.А. Губарева