РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,
при секретаре Бусыгиной Я.А.,
с участием представителя истца заместителя Шуйской межрайонной прокуратуры Выренкова Е.Ю.,
представителя ответчика Администрации Шуйского муниципального района <адрес> Тюрина Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Филинскому муниципальному дошкольному образовательному учреждению, Администрации Шуйского муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Шуйский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Филинскому муниципальному дошкольному образовательному учреждению (далее - Филинское МДОУ), Администрации Шуйского муниципального района <адрес>, в котором просит возложить на Администрацию Шуйского муниципального района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства, а именно мероприятий по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий и расположенного по адресу: <адрес>, индукционными петлями (индукционной системой); обязать Филинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, по адресу: <адрес>, индукционными петлями (индукционной системой) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях. По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес заведующей Филинским МДОУ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено. Однако, согласно информации Филинского муниципального дошкольного образовательного учреждения, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий и расположенное по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы, в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в сфере образования, источниками формирования финансовых средств которой являются, в том числе средства муниципального бюджета.
В судебном заседании представитель истца заместитель Шуйской межрайонной прокуратуры Выренков Е.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Шуйского муниципального района <адрес> Тюрин Е.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Филинского муниципального дошкольного образовательного учреждения, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Р. Ф. - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах, Эти меры, которые включают выявление устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должныраспространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает,что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда
В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № - ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, разделом 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2019 - 2024 гг. в рамках федерального проекта определён к реализации комплекс мероприятий, в том числе, направленных на развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации и реализации творческого потенциала.
Подпунктом «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им приэтом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях.
В ходе проверки установлено, что в Филинском МДОУ, расположенном по адресу: <адрес>, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями (индукционной системой) не оборудовано.
По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес заведующей Филинским МДОУ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое Филинским МДОУ признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно информации Филинского муниципального дошкольного образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий в МДОУ индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано.
Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы, в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в сфере образования, источниками формирования финансовых средств которой являются, в том числе средства муниципального бюджета.
B соответствие со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимо удовлетворить исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Филинскому муниципальному дошкольному образовательному учреждению, Администрации Шуйского муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Филинскому муниципальному дошкольному образовательному учреждению, Администрации Шуйского муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шуйского муниципального района <адрес> (ИНН №, ОГРН №) обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства, а именно мероприятий по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, и расположенного по адресу: <адрес>, индукционными петлями (индукционной системой).
Обязать Филинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение (ИНН №, ОГРН №) оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, по адресу: <адрес>, индукционными петлями (индукционной системой) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Гаврилова Е.В.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.