Дело № 12-691/2018
Р Е Ш Е Н И Е
23 октября 2018 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 на постановление Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018,
у с т а н о в и л :
постановлением Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (далее Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, защитник Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что в действиях учреждения отсутствует объективная сторона вмененного административного правонарушения, поскольку Служба автомобильных дорог не является производственным предприятием, возложенные на него функции выполняются посредством заключения государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности с подрядными организациями. Обязанность по содержанию указного в постановлении участка автодороги возложена на подрядчика ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» согласно государственному контракту № 13/ЕП/18 от 21.03.2018 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым.
Таким образом, по мнению заявителя, нарушения, установленные в акте выявленных недостатков и явившихся основанием для привлечения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ допущены по вине ГУП РК «<данные изъяты>». Согласно п. 11.11 заключенного государственного контракта № 13/ЕП/18 от 21.03.2018 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с ГУП Республики Крым «<данные изъяты>», административную ответственность по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица.
Также, в жалобе указано на то, что постановление районным судом вынесено по истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
П. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования (п. 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 3 ОСТ 218.1.002-2003 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной "карман" (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I-III категорий); тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (через 10-15 км для дорог I-III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Пунктом 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что знак 6.13 "Километровый знак" применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Согласно п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
В соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
Согласно п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и 5.18 "Место стоянки легковых такси" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.
Требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Такие требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 11 мая 2018 г. серии 61 РР 012064, 06.04.2018 года, в период времени с 08 часов 00 минут до 10 часов 00 минут, при проведении повседневного контроля на территории обслуживания, на предмет соответствия обустройства требованиям национальных стандартов на улично-дорожной сети Первомайского района, выявлено, что Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», ответственное за состояние дорог, не соблюдает требования по обеспечению содержания автомобильной дороги общего пользования, а именно: на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения 35 ОП РЗ 35К-001 Красноперекопск-Симферополь на территории Первомайского района Республики Крым с 17 км +238 м по 63 км+350 м выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги:
- на 18 км + 900 м слева организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 19 км + 150 м справа организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 22 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «22» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 24 км + 500 м на проезжей части с асфальтобетонным покрытием имеется выбоины превышающая предельно допустимые размеры, а именно глубиной более 5 см в нарушение п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93 и п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015;
- на 24 км + 800 м справа в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», требует обновления в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 28 км + 050 м в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», требует обновления в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 28 км + 150 м справа в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», требует обновления в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 30 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «30» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 30 км + 500 м слева организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 32 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «32» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 34 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «34» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 34 км + 200 м в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 35 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «35» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 35 км + 300 м в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 35 км + 400 м в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 39 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «39» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 41 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «41» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 42 км + 400 м слева в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью, в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 44 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «44» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 45 км + 000 м справа отсутствует дорожный знак 6.13 «Километровый знак «45» в нарушение п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 45 км + 200 м слева в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007. п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004);
- на 50 км +350 м на пешеходном переходе отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); не работает в установленном режиме светофор типа Т-7, справа; отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 50 км + 700 м в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 50 км +900 м на пешеходном переходе отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» требует обновления, в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004);
- с 50 км +000 м до 51 км +400 м в черте населенного пункта «ВОЙКОВО» перед всеми пересечениями отсутствуют дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004; в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствует стационарное электрическое освещение;
- на 51 км + 400 м слева, в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м);
- на 51 км + 500 м справа, в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007. п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 200 м);
- с 55 км + 500 м по 59 км + 000 м на проезжей части с асфальтобетонным покрытием имеется выбоины превышающая предельно допустимые размеры, а именно глубиной более 5см в нарушение п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93 и п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015;
- на 58 км + 050 м справа, в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007. п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса» односторонний, в нарушение п.5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004; отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м).
- на 58 км + 400 м справа, слева организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 58 км + 500 м справа, слева организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 59 км + 050 м справа, слева, в нарушении п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007. п.3 ОСТ 218.1.002-2003, отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, а именно: отсутствуют технические средства организации дорожного движения (горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», требует обновления в нарушение п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям 100 м).
- на 59 км + 100 м справа, слева организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 59 км + 900 м справа, слева организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- на 60 км + 400 м слева, организован несанкционированный «дикий» съезд в нарушение Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93;
- с 17 км +238 м по 63 км+350 м требует обновления горизонтальная дорожная разметка, в нарушение п.6.1 ГОСТ Р 52289-2004.
В связи с выявленными недостатками, 06 апреля 2018 г., инспектором ДПС составлен акт № 53 о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, (улицы), железнодорожного переезда.
Как указано выше, постановлением судьи Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018 ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений приведенных выше норм Законов № 196-ФЗ и № 257-ФЗ, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которые осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приведенные выше нормы не содержат указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, ответственного за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, в том числе в части установленных должностным лицом органа ГИБДД нарушений требований к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. № 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» путем преобразования Государственного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым».
Согласно Уставу ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым», утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа № 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения 21.03.2018 года с ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» заключен Государственный контракт № 13/ЕП/18 по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.
Согласно данного Контракта п. 1.1 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» поручает, а ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, в соответствии с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.
П. 1.1.2 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП Республики Крым «<данные изъяты> путем выполнения комплекса работ в соответствии с условиями данного контракта и его приложениями.
В соответствии с п. 8.1.6 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» несет перед ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг.
Согласно п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ для реализации настоящего Контракта ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП Республики Крым «<данные изъяты>
В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ для реализации настоящего Контракта ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.
П. 10.4 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» предписание об устранении выявленных дефектов содержания.
Согласно п. 5.1 Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ, данный контракт действует до 29.04.2018 года.
Таким образом, выявленные нарушения 06.04.2018 г., имели место в период действия контракта от 21.03.2018 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» во исполнение Государственного контракта от 21.03.2018 года № 13/ЕП/18 ГКУ в период его действия выдавало бы ГУП Республики Крым «<данные изъяты>» предписания на устранение нарушений или дефектов содержания дорог, выявление которых послужило основанием для составления акта № 53 от 06.04.2018 г.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что по состоянию на 06.04.2018 года Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» являлось лицом, ответственным за указанные в постановлении о назначении административного наказания факты нарушения норм действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» своевременных и достаточных мер по выполнению требований вышеуказанных государственных стандартов, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что часть вмененных ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» нарушений является недоказанной и подлежит исключению из мотивировочной части постановления Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018.
Так, из протокола об административном правонарушении от 11.05.2018 г. серии 61 РР 012064 следует, что на автомобильной дороге 35 ОП РЗ 35К-001 Красноперекопск-Симферополь на территории Первомайского района Республики Крым ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» вменены в том числе нарушения: наличие несанкционированных «диких» съездов, выбоин превышающих предельно допустимые размеры, а также необходимость обновления горизонтальной дорожной разметки.
Из ответа ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» от 24.04.2018 г. № 06-05/2860 усматривается, что проект организации дорожного движения на автомобильной дороге Красноперекопск-Симферополь, с обозначением технических средств организации дорожного движения не разрабатывался и в Учреждении отсутствует (л.д. 24).
Кроме того, в акте выявленных недостатков, в протоколе об административном правонарушении и постановлении Первомайского районного суда Республики Крым отсутствуют данные о том, какие именно допущены нарушения с учетом вышеприведенных требований ГОСТ, не указана конкретная норма (статья, часть, пункт) Федерального закона № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», пункт ГОСТ Р 50597-93, предусматривающие запрет на несанкционированный съезд, материалы дела не содержат доказательств того, что износ дорожной разметки превышает предельно допустимые размеры площади, имеющиеся выбоины, просадки превышают предельно допустимые размеры дефектов дорожного покрытия и нарушают ГОСТы, их замеры должностным лицом не производились, в акте выявленных недостатков в содержании дорог не отражены.
В связи с изложенным, прийти к выводу о том, что ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в указанной части нарушены допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состоянии автомобильных дорог, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения не представляется возможным.
Таким образом, из мотивировочной части постановления Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018 подлежат исключению указание на нарушения ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ГОСТов, связанных с наличием несанкционированных «диких» съездов, выбоин превышающих предельно допустимые размеры, а также необходимость обновления горизонтальной дорожной разметки.
Вина ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в совершении административного правонарушения в остальной части подтверждается собранными по делу доказательствами.
Довод жалобы о том, что дело рассмотрено по истечению срока давности привлечения к административной ответственности, является несостоятельным.
Из содержания части 1 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности судьей по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет три месяца.
Как усматривается, нарушения выявлены 06.04.2018 г., постановление судьёй Первомайского районного суда Республики Крым вынесено 28.06.2018 года, таким образом, служба привлечена в пределах срока, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из санкции ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах имеются основания для изменения постановления Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 на постановление Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018 – оставить без удовлетворения.
Постановление Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» - изменить, исключить из его мотивировочной части указания на нарушения ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ГОСТов, связанных с наличием несанкционированных «диких» съездов, выбоин превышающих предельно допустимые размеры, а также необходимость обновления горизонтальной дорожной разметки.
В остальной части постановление Первомайского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу № 5-19/2018 оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>