Дело № 2-303/2020
УИД 22RS0033-01-2020-000425-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2020 года с. Мамонтово
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сильновой Т.Б.,
при секретаре Лесничевой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комагорова С.И., Комагоровой Л.Г. к СПК «Корчинский» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации и наследования,
УСТАНОВИЛ:
Комагоров С.И., Комагорова Л.Г. обратились в суд с иском к СПК «Корчинский» о признании права собственности в порядке приватизации на недвижимое имущество, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора приватизации ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 приобрели в общую долевую собственность жилую <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, после смерти которого, наследниками являются истцы, которые вступили в наследство, ФИО4 от участия в приватизации отказывается. Истцы являются единственными наследниками к имуществу умершего ФИО3 по закону. В настоящее время истцы не имеют возможности оформить в собственность жилую квартиру, поскольку право собственности при жизни сыном не было зарегистрировано. В связи с изложенным, просили признать за ними право общей долевой собственности на жилую квартиру с кадастровым номером 22:27:010901:1527, расположенную по <адрес>1 в <адрес>, по 1/2 доле каждому, в порядке приватизации (3/4 доли) и наследования (1/4 доля) после смерти ФИО3
В судебное заседание не явились истцы Комагоров С.И., Комагорова Л.Г., представитель истцов Старчиков И.Н., представитель ответчика СПК «Корчинский», ответчик Комагорова О.С., о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 1111, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. В частности, если наследник, вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Под наследованием закон понимает переход имущества умершего к другим лицам. В состав наследства согласно ст. 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 приобрели в собственность квартиру общей площадью 47,1 кв.м., расположенную по <адрес>1 в <адрес>, на семью в количестве четырех человек. Указанное обстоятельство подтверждается договором приватизации между совхозом <адрес> и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой администрации Корчинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о принадлежности жилой квартиры и составе семьи на момент приватизации ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер жилой <адрес> в <адрес> является 22:27:010901:1527, общая площадь 47,1 кв. метров.
Выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что земельный участок по <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1.
Как следует из уведомления №99/2020/347682815 от 15.09.2020, записи о регистрации действующих прав на жилую <адрес> в <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно свидетельству о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному администрацией Корчинского сельсовета <адрес>, ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоят в законном браке.
Свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что родителями ФИО3 являются ФИО1 и ФИО2.
Свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что родителями ФИО4 являются ФИО1 и ФИО2.
В судебном заседании установлено, что право собственности на спорную жилую квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировано за кем-либо, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти I-ТО №, выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией Корчинского сельсовета <адрес>.
Согласно сведений нотариусов Мамонтовского нотариального округа наследственного дела после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Согласно вышеуказанному договору жилая квартира была передана в собственность семье Комагоровых.
В соответствии со ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренным законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По смыслу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в порядке приватизации передаются гражданам в общую собственность совместно проживающих лиц, при этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, что договор приватизации был составлен во исполнение закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и, несмотря на имеющиеся в нем недочеты, имел целью повлечь юридические последствия такой сделки, выражал волеизъявление сторон, условия договора обеими сторонами исполнены, что позволяет суду признать упомянутый договор приватизации указанной квартиры действительным.
В настоящее время зарегистрировать право собственности на жилую квартиру истцы не имеют возможности в связи со смертью ФИО3
То обстоятельство, что при жизни ФИО3 не зарегистрировал право собственности на жилую квартиру, не может явиться основанием к отказу в иске, поскольку воля на приобретение жилой квартиры им была выражена, сам по себе факт отсутствия государственной регистрации права, в которой ему не могло быть отказано, не свидетельствует об обратном. Возражений относительно иска со стороны ответчика не поступило, третье лицо ФИО4 отказалась от участия в приватизации в пользу родителей.
Учитывая, что истцы ФИО1 и ФИО6 вступили в права наследования, право собственности наследодателя на жилую квартиру никем не оспаривается, возражений со стороны ответчика относительно заявленных требований не поступило, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности Комагорова С.И. и Комагоровой Л.Г. по 1/2 доле за каждым на жилую <адрес>, с кадастровым номером 22:27:010901:1527, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Мамонтовский районный суд.
Судья Т.Б. Сильнова.
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2020