Дело № 2-3592/2023 (59RS0007-01-2023-001542-44)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2023 года г.Пермь
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказ в установлении страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд, указав, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия стажа на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Федеративной Социалистической Республики. При рассмотрении заявления истицы о назначении пенсии в распоряжении ответчика имелось пенсионное (выплатное) дело, трудовая книжка ШО-1 №, справка о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ. №, выписка из ИЛС застрахованного лица. Истец считает, что при имеющемся условии о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства в <адрес>, отказ в назначении пенсии в РФ является необоснованным и незаконным.
С учетом изложенного ФИО1 просит признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права с ноября 2022г.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение граждан регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, подтверждаются в зависимости от регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются: до регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, предусмотрен порядок подтверждения стажа, аналогичный положениям ст. 14 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года N 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 19 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года N 546н, предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в ГУ ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР (л.д.15).
Как следует из решения, пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Республики Таджикистан, регулируются Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021г., который основан на пропорциональном принципе и предусматривает назначение пенсии каждой Договаривающейся стороны за страховой стаж, приобретенный на ее территории, вступившим в законную силу 21.10.2022г. На основании имеющихся документов стаж на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Федеративной Социалистической Республики отсутствует.
Согласно письму Управления Агентства социального страхования и пенсии Республики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № пенсия ФИО1 была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.34).
Из материалов гражданского дела следует и сторонами не оспорено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР, у истца отсутствуют (л.д. 24-25).
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Между тем, статьей 1 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ Российской Федерацией денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В силу ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" данный Федеральный закон вступил в силу с 30 июня 2022 года.
Следовательно, Соглашение от 13 марта 1992 года на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. не действовало и применению не подлежало.
В настоящее время пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное жительство на территорию Российской Федерации из Республики Таджикистан, регулируется нормами Договора между Российской Федерации и Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г., который вступил в силу с 21 октября 2022 г.
В силу частей 1, 2 статьи 2 Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих Договаривающихся Сторон, в том, что относится к:
в Российской Федерации:
страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Договором; накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений; социальным пенсиям; социальному пособию на погребение; социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии;
в Республике Таджикистан:
страховой пенсии по возрасту, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца; накопительной части страховой пенсии по возрасту и по инвалидности; государственным пенсиям; надбавкам к страховым и государственным пенсиям; пособию на погребение.
Также Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством каждой из Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов для обеспечения пенсий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 9 Договора от 15 сентября 2021 г. каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.
Согласно части 8 статьи 9 Договора от 15 сентября 2021 г. если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
По смыслу приведенных положений Договора от 15 сентября 2021г. для учета страхового стажа, приобретенного на территории одного из Договаривающихся сторон необходимо, чтобы у гражданина имелся страховой стаж не менее 12 месяцев, выработанный на территории другого государства, на постоянное место жительства в которое переехал гражданин.
Трудовая деятельность истца проходила только на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, страховой стаж на территории Российской Федерации и РСФСР у истца отсутствует, в связи с чем оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости не имеется, следовательно, принятие ответчиком решения об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости является законным и обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2024