Дело № 12-9/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тейково Ивановской области 04 апреля 2022 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Архипова А.Р.,
При секретаре Шиловой Н.А.,
с участием защитника МУП ЖКХ Тейковского муниципального района Слепченковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тейково административное дело по жалобе
Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района на постановление Комитета Ивановской области по лесному хозяйству № 124 от 23.11.2021 года о назначении административного наказания,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора комитета Ивановской области по лесному хозяйству Бальцова П.Н. № 124 от 23.11.2021 года МУП ЖКХ Тейковского муниципального района (№) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно постановлению, в ходе патрулирования лесов 11.08.2021 года обнаружен факт загрязнения лесов отходами потребления (канализационными стоками) <адрес> Тейковского участкового лесничества ОГКУ «Тейковское лесничество». На данном лесном участке находится подземная система водоотведения, проложенная от с. Новое Горяново к очистным сооружениям. Часть системы водоотведения от прудов-отстойников в направлении с. Новое Горяново разрушена. На месте расположения системы водоотведения находится канава, наполненная канализационными стоками. Канализационные стоки вытекают из канавы в направлении реки Вязьма. Отвод канализационных стоков из села Новое Горяново осуществляется автоматически посредством указанной выше подземной системы водоотведения в очистные сооружения. Это подтверждается Постановлением администрации Новогоряновского сельского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения на территории Новогоряновского сельского поселения» №25 от 16.04.2012 года (пункт 3.10); Постановлением администрации Новогоряновского сельского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Новогоряновского сельского поселения на 2016-2029 годы» (пункт 2.5; пункт 8.).
Как указано в обжалуемом постановлении МУП ЖКХ Тейковского муниципального района владеет и пользуется канализационными сетями на территории с. Новое Горяново для оказания услуг водоотведения МУП ЖКХ Тейковского муниципального района на основании договора аренды имущественного комплекса от 30.04.2020 года, и осуществляет сброс канализационных стоков с. Новое Горяново в указанную выше разрушенную систему водоотведения. В результате данных действий канализационные стоки выходят на поверхность на лесном участке <адрес> Тейковского участкового лесничества ОГКУ «Тейковское лесничество», который согласно таксационному описанию относится к защитным лесам.
За нарушение правил санитарной безопасности в защитных лесах МУП ЖКХ Тейковского муниципального района привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП ЖКХ Тейковского муниципального района обратилось с жалобой в Тейковский районный суд Ивановской области, в которой просит постановление от 23.11.2021 года отменить.
В обоснование жалобы защитник Слепченкова Е.Н. ссылаясь на то, что Постановление Правительства от 22 июня 2007 года № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» согласно пункта 1 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)» (далее - постановление № 1098) утратило силу, и, на момент проведения мероприятий, связанных с административным делом должностные лица обязаны были руководствоваться Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственной контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 7 мая 2018 года № 405 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)», то должностным лицом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству нарушена процедура привлечения МУП ЖКХ Тейковского муниципального района к административной ответственности, поскольку фактически в отношении предприятия проводилась внеплановая проверка, а не патрулирование лесов, и, проверка была проведена без соблюдения соответствующего регламента. Утверждения, сделанные в обжалуемом постановлении о том, что МУП ЖКХ Тейковского муниципального района осуществляет сброс канализационных стоков с.Новое Горяново в разрушенную систему водоотведения не подтверждены доказательствами, а именно отсутствуют доказательства тому, что МУП ЖКХ Тейковского муниципального района владеет каким-либо имуществом, расположенным в пределах сельского поселения – <адрес> Тейковского участкового лесничества. Обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей на МУП ЖКХ Тейковского муниципального района не возложена, и привлечение предприятия к административной ответственности, в данном случае, незаконно.
В судебном заседании Слепченкова Е.Н. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании начальник отдела федерального государственного лесного надзора комитета Ивановской области по лесному хозяйству Бальцов П.Н. пояснил, что линия водоотведения, где было обнаружено повреждение и выливание канализационных вод на схемах водоотведения, имеющихся в материалах дела, не отражена, затрудняется пояснить насколько удален участок, где было обнаружено нарушение от территории с.Новое Горяново. Ранее участок канализационных сетей, расположенный после чек-накопителей, принадлежал совхозу «Боровое» и когда была ликвидация совхоза, эти трубы никуда не задействовали, они остались бесхозными, предположительно, МУП ЖКХ Тейковского муниципального района свои системы водоотведения присоединила к трубам бывшего совхоза «Боровое» и в дальнейшем из этих труб вытекали все воды, трубы были повреждены и их никто не обслуживал. Первоначально административное дело было возбуждено в отношении МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение», но когда выяснилось, что комплекс водоснабжения и водоотведения был передан в аренду МУП ЖКХ Тейковского муниципального района, дело в отношении МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение» было прекращено. В соответствии с указанием руководителя лесничества для выявления виновных лиц было проведено патрулирование в соответствии со ст. 98.2 Лесного кодекса РФ, выявлено правонарушение и составлен протокол в отношении МУП ЖКХ Тейковского муниципального района.
Выслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — закон № 416) предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», далее — правила № 644).
В силу подпункта «в» пункта 34 правил № 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Следовательно, обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
Делая вывод о виновности МУП ЖКХ Тейковского муниципального района в инкриминируемом деянии, должностное лицо сослалось на то, что предприятие владеет и пользуется канализационными сетями на территории с.Новое Горяново на основании договора аренды от 30.04.2020 года, согласно которому МУП ЖКХ Тейковского муниципального района передан весь имущественный комплекс, предназначенный для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории населенного пункта с.Новое Горяново.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается следующее.
Постановлением Администрации Новогоряновского сельского поселения Тейковского муниципального района от 16.04.2012 года № 25 утверждена схема водоснабжения Новогоряновского сельского поселения, согласно которой общая протяженность сетей канализации 2399 м., отвод хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод от многоквартирного жилого фонда, производственных зданий и сооружений населенных пунктов осуществляется по системе самотечной и напорной канализации и направляются в пруды-отстойники бывшего свинокомплекса «Боровое», расположенные в дер.Мелюшево, протяженность трассы самотечного коллектора – 5 км.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 22.03.2017г. № 40-РП утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности сельских поселений Тейковского района (в том числе Новогоряновского сельского поселения) в муниципальную собственность Тейковского муниципального района.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Тейковского муниципального района 23.05.2017 года в реестр внесена запись о возникновении права собственности Тейковского муниципального района на сооружение (напорный коллектор, в т.ч. сети канализации, КНС) 4008,00 м., сооружение (канализационная насосная станция КНС) с фекальным насосом ФГ 450*22,5, сооружение (канализационная насосная станция КНС №2) с фекальным насосом ФГ 216*24, место расположения: Ивановская область с.Новое Горяново, правообладатель - МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение».
В соответствии с договором аренды имущественного комплекса (предприятия) от 30.04.2020 года, дополнительным соглашением от 20.01.2021 года арендодатель МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение» передал за плату во временное владение и пользование (в аренду, имущественный найм) МУП ЖКХ Тейковского муниципального района имущественный комплекс, принадлежащий арендодателю и используемый для осуществления предпринимательской деятельности, предназначенный для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, отопления населения…
По Акту приема-передачи от 30.03.2020 к указанному договору аренды МУП ЖКХ Тейковского муниципального района переданы: напорный коллектор, в том числе, сети канализации, КНС 4008 п.м. (с.Новое Горяново), сети снабжения, сети теплоснабжения, артезианские скважины, КНС (2шт.) с фекальным насосом (с.Новое Горяново).
В материалах дела отсутствуют сведения и должностным лицом не выяснено, входит ли самотечный коллектор протяженностью 5 км. и пруды-отстойники бывшего свинокомплекса «Боровое», обозначенные в пояснительной записке к схеме, утвержденной Администрацией Новогоряновского сельского поселения Тейковского муниципального района от 16.04.2012 года в состав имущественного комплекса, переданного по договору аренды МУП ЖКХ Тейковского муниципального района, передавался ли указанный коллектор и пруды-остойники в составе имущественного комплекса в собственность Тейковского муниципального района и по договору аренды МУП ЖКХ Тейковского муниципального района, как соотносится самотечный коллектор и подземная система водоотведения, проложенная от с.Новое Горяново к очистным сооружениям, имеется ли какая-либо канализационная система от ООО «Агрофирма «Боровое» (бывшего совхоза «Боровое»), если да, то кто её эксплуатирует.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, на каком именно участке канализационной системы (с привязкой системы координат на местности) имело место повреждение, как этот участок соотносится со схемой водоснабжения и канализации, утвержденной Постановлением Администрацией Новогоряновского сельского поселения от 16.04.2012 г., и со схемой водоснабжения и канализации к договору № 6-ХВ о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 23.06.2017 года, заключенного между Администрацией Тейковского муниципального района и МУП ЖКХ Морозовского сельского поселения.
Таким образом, сделать вывод о том, что повреждение канализационной системы произошло на участке канализации, находящимся в ведении и принадлежащим именно МУП ЖКХ Тейковского муниципального района на праве аренды не представляется возможным.
Пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса предусматривает в качестве одного из решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, отмену постановления по делу об административном правонарушении (решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста) и возвращение дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству была нарушена процедура привлечения МУП ЖКХ Тейковского муниципального района к административной ответственности, поскольку фактически в отношении предприятия проводилась внеплановая проверка, которая была проведена не в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 02.07.2021 года, действовавшей на момент проведения патрулирования и составления протока об административном правонарушении) под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства). Часть 3 статьи 98 Лесного кодекса РФ определяет, что должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе: 1) осуществлять систематическое патрулирование лесов; 2) определять состояние лесов и влияние на них природных и антропогенных факторов; 3) предотвращать, выявлять и пресекать нарушения требований лесного законодательства гражданами; 4) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований лесного законодательства, выявленными в ходе осуществления систематического патрулирования лесов; 5) направлять в соответствующие государственные органы материалы о нарушениях требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов, содержащих признаки административных правонарушений и (или) преступлений; 6) предъявлять иски в суд или арбитражный суд по фактам нарушений требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов.
В соответствии с п.п. 77,78 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», основанием для начала организации и проведения мероприятий по контролю в лесах является приказ (распоряжение) руководителей (заместителя руководителя) уполномоченного органа, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление федерального государственного лесного надзора; в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков).
Исходя из смысла приведенных положений законодательства, оснований утверждать, что в указанном случае у должностного лица Комитета Ивановской области по лесному хозяйству не было оснований для проведения патрулирования в соответствии со ст. 98.2 Лесного кодекса РФ на основании распоряжения руководителя ОГКУ «Тейковское лесничество» от 09.08.20211 года № 2 «О патрулировании лесного участка», не имеется.
Поскольку материалами дела подтверждено, что изначально с жалобой на постановление о привлечении МУП ЖКХ Тейковского муниципального района защитник обратился в установленный законом срок в Арбитражный суд Ивановской области, полагаю пропуск срока обращения с жалобой на постановление в суд общей юрисдикции пропущенным по уважительной причине, и нахожу возможным указанный срок восстановить.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление Комитета Ивановской области по лесному хозяйству № 124 от 23.11.2021 года о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания о т - м е н и т ь, с возвращением дела на новое рассмотрение в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: А.Р. Архипова