№ 2 - 285/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 года г. Морозовск
Морозовский районный суд Ростовской области в составе:
судьи Целованьевой Н.А., при секретаре Мартозине Р.Р.,
с участием: истца Мохова С.В. и его представителя адвоката Мухамбетовой Ю.И., ответчика Моховой З.И. и ее представителя адвоката Самсоненко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мохова Сергея Васильевича к Моховой Зинаиде Ивановне, о признании утратившей права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Мохов С.В. обратился в суд с вышеизложенными требованиями, ссылаясь на то, что он является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
С 30 октября 1990 года в жилой дом в качестве члена семьи истца была вселена и зарегистрирована его бывшая жена ответчик Мохова З.И.
С 23 ноября 1997 года его отношения с ответчиком испортились, фактически с этого момента Мохова З.И. перестала быть членом семьи истца.
Ответчик отказывается добровольно сняться с регистрационного учета. Наличие ее регистрации создает истцу препятствие при продаже дома.
На основании изложенного, просит суд признать Мохову Зинаиду Ивановну утратившей права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Мохов С.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель истца адвокат Мухамбетова Ю.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, пояснила, что Мохов С.В. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. По его заявлению в доме была зарегистрирована его бывшая жена Мохова З.И. Брак между истцом и ответчиком расторгнут в <дата>, но ответчик продолжает проживать в доме. Мохова З.И. перестала быть членом семьи истца, добровольно выселиться из дома она не желает, налог на имущество не оплачивает, в связи с чем ответчика необходимо признать утратившей право пользования жилым помещением.
Ответчик Мохова З.И. в судебном заседании просила суд отказать в иске, в связи с тем, что жилье по <адрес> в <адрес> является совместно нажитым имуществом во время брака с Моховым С.В., так как дом строился совместно. Живет в доме с 1990 года по настоящее время с их совместной дочерью и ее семьей. В настоящее время, истец Мохов С.В. проживает по другому адресу. Она оплачивала земельный налог, по настоящее время полностью оплачивает коммунальные услуги, проводит текущий ремонт и поддерживает дом в хорошем состоянии. В доме находится принадлежащее ей имущество.
Представитель ответчика Самсоненко Е.Н. просил отказать в иске, ссылаясь на то, что Моховым С.В. в 1989 году был приобретен флигель по адресу <адрес>. Будучи уже в браке с Моховой З.И. в 1990 году началось строительство дома на этом земельном участке, а флигель был снесен. Хотя брак между сторонами был расторгнут в <дата>, но жили совместно до 2007 года. Мохов С.В. ушел из семьи, а Мохова З.И. продолжала проживать в доме с их детьми, полностью обслуживать дом, поддерживает его в нормальном состоянии, оплачивает по сей день коммунальные услуги. Полагает, что жилой дом - это их совместная собственность истца и ответчика, поэтому нормы ст. 31 Жилищного кодекса к их отношениям неприменимы.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, считаю, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как установлено в судебном заседании, <дата> году между Моховым Сергеем Васильевичем и Моховой Зинаидой Ивановной был заключен брак, актовая запись №.
До брака, а именно 26.04.1989 году Моховым С.В. был приобретен в собственность на основании договора купли-продажи саманный флигель общей площадью 26,6 кв.м. 30.10.1990 году ответчица была зарегистрирована по адресу <адрес> как член семьи (жена) собственника.
В настоящее время на месте саманного флигеля возведен новый двухэтажный кирпичный дом, площадь которого составляет 194,6 кв.м.
<дата> году брак между истцом и ответчиком расторгнут.
В настоящее время Мохова З.И. проживает в доме по адресу: <адрес>, в доме находится ее имущество, оплачивает коммунальные услуги.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в дело:
- счетами по оплате коммунальных услуг;
-показаниями свидетеля А.А.А. о том, что в 2014 году он по договоренности с Моховой З.И. менял коммуникации в доме по адресу: <адрес>, олачивала данную услугу Мохова З.И., она же покупала все для этого ремонта: котёл, новый нагреватель, помпу, трубы, тройники, переходники, краны;
-показаниями свидетеля С.Е.Н. о том, что она является соседкой Моховой З.И. и знает эту семью с 1990 года. Моховы совместно строили данный дом по <адрес>. До 2006 года они жили вместе. У них двое совместных детей. Зинаида Ивановна, сын и дочь остались проживать дальше в этом же доме, а истец Мохов С.В. с ними не живет. Ответчица осуществляет уход за домом. В 2018 году она заказала новые окна, завозила мебель.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по его назначению, обеспечивать его сохранность. Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если это не установлено соглашением.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Пунктом 4 статья 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе, в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
В силу положений ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, с учетом анализа представленных доказательств, пришел выводу о том, что Мохова З.И. не может быть признана утратившей право пользования жилым помещением, поскольку жилой дом по адресу <адрес> является общей совместной собственностью бывших супругов, приобретенной в период брака.
В рамках настоящего спора истцом не доказано право единоличной собственности на спорный дом. Обстоятельств, свидетельствующих об отказе ответчика от права пользования спорным домом, не установлено.
После расторжения брака раздел имущества не производился, в силу чего спорное имущество находится в совместном пользовании сторон до настоящего времени.
Доводы истца Мохова С.В. о том, что Мохова З.И. не исполняет обязанности по содержанию дома, основанием для удовлетворения иска судом не являются, поскольку приведенные обстоятельства на объем правомочий ответчика как сособственника дома не влияют и не могут являться основанием для признания его утратившим права пользования жилым помещением.
В судебном заседании из материалов дела, было установлено, что Мохова З.И. проживает по адресу регистрации, несет бремя содержания дома, считает дом совместно нажитой собственностью с Моховым С.В. в период брака.
Истцом необоснованно заявлены требования о признании Моховой З.И. утратившей право пользования жильем, которые не нашли своё подтверждение в судебном заседании и Мохову С.В. в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мохова Сергея Васильевича к Моховой Зинаиде Ивановне о признании утратившей права пользования жилым помещением, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 мая 2019 года.
Судья: