Решение по делу № 2-333/2022 (2-2455/2021;) от 15.12.2021

Дело №2-333/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 г. г. Тамбов

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Киреевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Есиковой Е.В.,

в присутствии представителя истца Рязанова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к Короваевой С.С. и ФИО12 С.П. ФИО13 И.В. о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области обратилось в суд с иском к администрации г. Тамбова о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***. В обоснование заявленных исковых требований указало, что данное здание принято на государственную охрану решением Тамбовского областного совета народных депутатов от 03.11.1989 №293 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области». В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указанное здание включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культу народов Российской Федерации с регистрационным *** как объект культурного наследия регионального значения. 03.10.2018 был произведен осмотр технического состояния объекта культурного наследия. Установлено, что по сравнению с предыдущим осмотром от 03.08.2016 его состояние значительно ухудшилось и требуется принятие действенных мер по его сохранению. По результатам осмотра составлен акт технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ от 03.10.2018. В связи с ухудшением технического состояния объекта культурного наследия план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства прилегающей территории, установленный Актом технического состояния от 03.08.2016 Управлением был пересмотрен и скорректирован. Новый план работ по сохранению объекта культурного наследия был установлен актом технического состояния объекта культурного наследия от 03.10.2018.

Согласно указанному плану работ по сохранению объекта культурного наследия собственник обязан выполнить следующие работы в срок:

- до конца 2017 года разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласовать данные работы с госорганом;

- до 01.12.2018 провести консервационные и противоаварийные работы, связанные с демонтажом аварийных деталей, элементов декора и участков штукатурного покрытия, грозящих обрушением, временное укрепление штукатурной отделки и архитектурных деталей на фасадах;

- до 01.11.2019 провести комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией.

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственниками на праве общей долевой собственности квартиры дома по адресу: *** являются Короваева С.С., Короваева С.П., собственником нежилого помещения *** *** - Вознесенская И.В.

Указанные лица привлечены к рассмотрению дела в качестве надлежащих ответчиков.

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, уточняя исковые требования просило суд обязать ответчиков в течении 1-го месяца с даты вступления решения суда в законную силу Короваевой СП. и Короваевой С.С. получить в Управлении задание на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта; в течении 5-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению указанного объекта; провести ремонтные, первоочередные и противоаварийные работы по крыше, кровле, фасадам на объекте в срок до 01.09.2023 г.

В судебном заседании представитель истца Рязанов А.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Короваева С.С., Короваева С.П., Вознесенская И.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Представитель третьего лица – администрации г.Тамбова в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

На основании ст.233 ГПК РФ, учитывая согласие стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 44 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 18 Закона 73-ФЗ предметом охраны объекта культурного наследия является описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.

На основании пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

На основании подпунктов 1, 7 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Судом установлено, решением Тамбовского областного совета народных депутатов от 03.11.1989 №293 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области» здание по адресу: *** инженера Т.А.Сверчевского: главный дом» включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с регистрационным *** как объект культурного наследия регионального значения.

03.10.2018 года Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области произвело осмотр технического состояния объекта культурного наследия, в ходе которого установлено, что по сравнению с предыдущим осмотром от 03.08.2016г. состояние здания значительно ухудшилось и требуется принятие действенных мер по его сохранению. По результатам осмотра составлен акт технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ от 03.10.2018. В связи с ухудшением технического состояния объекта культурного наследия план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства прилегающей территории, установленный Актом технического состояния от 03.08.2016г. Управлением был пересмотрен и скорректирован.

Согласно пункту 4 статьи 40 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1).

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 2).

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (пункт 3).

Судом установлено, что собственниками на праве общей долевой собственности квартиры дома по адресу: *** являются Короваева С.С., Короваева С.П., собственником нежилого помещения *** *** - ФИО5 И.В.

Представитель ответчика Вознесенской И.В. – Вознесенский К.Л. в судебном заседании 13.09.2022 г. пояснял, что здание было признано аварийным в 2016г. Ответчик приобрела нежилое помещение *** в доме в январе 2022г., то есть ее обязанности по сохранности объекта возникли с этой даты. 24.08.2022г. ей Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В настоящее время другие собственники здания возражают против проведения ремонтных работ.

В силу статей 210, 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в здании принадлежит доля в общем имуществе здания, каждый участник долевой собственности несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Приказом Управления от 08.08.2016 № 191 утверждено охранное обязательство собственника или законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А.Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***.

Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст. 40, 48 Федерального закона N 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.

В рассматриваемом случае на ответчиков на основании охранного обязательства возложены обязательства по обеспечению надлежащего состояния объекта культурного наследия регионального значения. Правоотношения сторон по делу основаны на охранных обязательствах ответчиков как законных владельцев объекта культурного наследия, процедура исполнения надлежащим образом обязанностей по сохранению объекта культурного наследия выступает предметом гражданско-правового регулирования.

В части 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ также указано, что содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона. В силу части 3 статьи 56.1 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

При этом Закон N73-ФЗ не связывает переход обязанности по выполнению охранного обязательства и связанными с ним работами по сохранению объекта культурного наследия, которые являются предметом иска, с тем, выдавались ли какие-либо задания и разрешения на имя предыдущего владельца. Закон N73-ФЗ не рассматривает переход прав на объект культурного наследия как обстоятельство, которое делает невозможным проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и, соответственно, по выполнению решения суда об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия.

Поскольку судом установлено, что ответчики длительное время не исполняют требования охранного обязательства и не проводит работы по сохранению объекта культурного наследия, исковые требования истца к ответчикам подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к Короваевой С.С. и ФИО12 С.П. Вознесенской ФИО3 о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, удовлетворить.

В течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу Короваевой С.П. и Короваевой С.С. получить в Управлении по государственной органе объектов культурного наследия Тамбовской области задание на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***.

В течении пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу Короваевой С. С., Короваевой С. П., Вознесенской И. В. разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению указанного обьекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***.

Провести Короваевой С. С., Короваевой С. П., Вознесенской И. В. ремонтные, первоочередные и противоаварийные работы по крыше, кровле, фасадам на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***, в срок до 01.09.2023 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья (подпись) Н.В.Киреева

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2022г.

Судья (подпись) Н.В.Киреева

Копия верна. Судья Н.В.Киреева

Помощник судьи- ФИО10

07.11.2022

07.11.2022г. Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в материалах гр.дела *** Ленинского районного суда ***

Судья Н.В.Киреева

Помощник судьи- ФИО10

Дело №2-333/2022 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 г. г. Тамбов

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Киреевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Есиковой Е.В.,

в присутствии представителя истца Рязанова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к Короваевой С.С. и ФИО12 С.П. ФИО13 И.В. о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области обратилось в суд с иском к администрации г. Тамбова о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***. В обоснование заявленных исковых требований указало, что данное здание принято на государственную охрану решением Тамбовского областного совета народных депутатов от 03.11.1989 №293 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области». В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указанное здание включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культу народов Российской Федерации с регистрационным *** как объект культурного наследия регионального значения. 03.10.2018 был произведен осмотр технического состояния объекта культурного наследия. Установлено, что по сравнению с предыдущим осмотром от 03.08.2016 его состояние значительно ухудшилось и требуется принятие действенных мер по его сохранению. По результатам осмотра составлен акт технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ от 03.10.2018. В связи с ухудшением технического состояния объекта культурного наследия план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства прилегающей территории, установленный Актом технического состояния от 03.08.2016 Управлением был пересмотрен и скорректирован. Новый план работ по сохранению объекта культурного наследия был установлен актом технического состояния объекта культурного наследия от 03.10.2018.

Согласно указанному плану работ по сохранению объекта культурного наследия собственник обязан выполнить следующие работы в срок:

- до конца 2017 года разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласовать данные работы с госорганом;

- до 01.12.2018 провести консервационные и противоаварийные работы, связанные с демонтажом аварийных деталей, элементов декора и участков штукатурного покрытия, грозящих обрушением, временное укрепление штукатурной отделки и архитектурных деталей на фасадах;

- до 01.11.2019 провести комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией.

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственниками на праве общей долевой собственности квартиры дома по адресу: *** являются Короваева С.С., Короваева С.П., собственником нежилого помещения *** *** - Вознесенская И.В.

Указанные лица привлечены к рассмотрению дела в качестве надлежащих ответчиков.

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, уточняя исковые требования просило суд обязать ответчиков в течении 1-го месяца с даты вступления решения суда в законную силу Короваевой СП. и Короваевой С.С. получить в Управлении задание на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта; в течении 5-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению указанного объекта; провести ремонтные, первоочередные и противоаварийные работы по крыше, кровле, фасадам на объекте в срок до 01.09.2023 г.

В судебном заседании представитель истца Рязанов А.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Короваева С.С., Короваева С.П., Вознесенская И.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Представитель третьего лица – администрации г.Тамбова в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

На основании ст.233 ГПК РФ, учитывая согласие стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 44 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 18 Закона 73-ФЗ предметом охраны объекта культурного наследия является описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.

На основании пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

На основании подпунктов 1, 7 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Судом установлено, решением Тамбовского областного совета народных депутатов от 03.11.1989 №293 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области» здание по адресу: *** инженера Т.А.Сверчевского: главный дом» включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с регистрационным *** как объект культурного наследия регионального значения.

03.10.2018 года Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области произвело осмотр технического состояния объекта культурного наследия, в ходе которого установлено, что по сравнению с предыдущим осмотром от 03.08.2016г. состояние здания значительно ухудшилось и требуется принятие действенных мер по его сохранению. По результатам осмотра составлен акт технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ от 03.10.2018. В связи с ухудшением технического состояния объекта культурного наследия план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства прилегающей территории, установленный Актом технического состояния от 03.08.2016г. Управлением был пересмотрен и скорректирован.

Согласно пункту 4 статьи 40 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1).

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 2).

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (пункт 3).

Судом установлено, что собственниками на праве общей долевой собственности квартиры дома по адресу: *** являются Короваева С.С., Короваева С.П., собственником нежилого помещения *** *** - ФИО5 И.В.

Представитель ответчика Вознесенской И.В. – Вознесенский К.Л. в судебном заседании 13.09.2022 г. пояснял, что здание было признано аварийным в 2016г. Ответчик приобрела нежилое помещение *** в доме в январе 2022г., то есть ее обязанности по сохранности объекта возникли с этой даты. 24.08.2022г. ей Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В настоящее время другие собственники здания возражают против проведения ремонтных работ.

В силу статей 210, 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в здании принадлежит доля в общем имуществе здания, каждый участник долевой собственности несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Приказом Управления от 08.08.2016 № 191 утверждено охранное обязательство собственника или законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А.Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***.

Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст. 40, 48 Федерального закона N 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.

В рассматриваемом случае на ответчиков на основании охранного обязательства возложены обязательства по обеспечению надлежащего состояния объекта культурного наследия регионального значения. Правоотношения сторон по делу основаны на охранных обязательствах ответчиков как законных владельцев объекта культурного наследия, процедура исполнения надлежащим образом обязанностей по сохранению объекта культурного наследия выступает предметом гражданско-правового регулирования.

В части 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ также указано, что содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона. В силу части 3 статьи 56.1 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

При этом Закон N73-ФЗ не связывает переход обязанности по выполнению охранного обязательства и связанными с ним работами по сохранению объекта культурного наследия, которые являются предметом иска, с тем, выдавались ли какие-либо задания и разрешения на имя предыдущего владельца. Закон N73-ФЗ не рассматривает переход прав на объект культурного наследия как обстоятельство, которое делает невозможным проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и, соответственно, по выполнению решения суда об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия.

Поскольку судом установлено, что ответчики длительное время не исполняют требования охранного обязательства и не проводит работы по сохранению объекта культурного наследия, исковые требования истца к ответчикам подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области к Короваевой С.С. и ФИО12 С.П. Вознесенской ФИО3 о понуждении к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, удовлетворить.

В течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу Короваевой С.П. и Короваевой С.С. получить в Управлении по государственной органе объектов культурного наследия Тамбовской области задание на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***.

В течении пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу Короваевой С. С., Короваевой С. П., Вознесенской И. В. разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению указанного обьекта культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***.

Провести Короваевой С. С., Короваевой С. П., Вознесенской И. В. ремонтные, первоочередные и противоаварийные работы по крыше, кровле, фасадам на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба инженера Т.А. Сверчевского: главный дом», расположенного по адресу: ***, в срок до 01.09.2023 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья (подпись) Н.В.Киреева

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2022г.

Судья (подпись) Н.В.Киреева

Копия верна. Судья Н.В.Киреева

Помощник судьи- ФИО10

07.11.2022

07.11.2022г. Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в материалах гр.дела *** Ленинского районного суда ***

Судья Н.В.Киреева

Помощник судьи- ФИО10

2-333/2022 (2-2455/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области
Ответчики
Короваева Светлана Павловна
Короваева Софья Сергеевна
Вознесенская Инна Васильевна
Другие
Администрация г.Тамбова
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Киреева Надежда Валерьевна
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.12.2021Передача материалов судье
20.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2022Предварительное судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
10.08.2022Производство по делу возобновлено
18.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее