Решение по делу № 2-691/2020 от 27.11.2019

Дело № 2 - 691/20 Изготовлено 12 ноября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Маханько Ю.М.,

при секретаре Сергеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

24 сентября 2020 года

гражданское дело по иску Вороновой Ольги Викторовны к Администрации ЯМР о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Вороновой О.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> с категорией земель: «земли населенный пунктов», с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства.

На данном земельном участке истцом было возведено строение – жилой дом без оформления надлежащих документов.

Истец обратилась в суд с требованиями о признании права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> в соответствии с техническим паспортом, выполненным Ярославским отделением Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ 28 мая 2019 года.

В судебном заседании представитель истца Домнин Д.В. требования поддержал, указывая на то, что земельный участок истца пригоден для строительства жилого дома, жилой дом возведен в соответствии с действующими нормами и правилами, с соблюдением необходимых отступов от границ земельного участка. К земельному участку имеется подъезд в виде накатанной дороги.

Представитель ответчика по доверенности Стрекаловская Е.В. возражала по заявленным требованиям, указывая на то, что жилой дом истца возведен на земельном участке, расположенном в зоне СХ-1, в которой не предусмотрено строительство. Кроме того, к земельному участку отсутствует подъезд.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно техническому паспорту, изготовленному Ярославским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 28 мая 2019 года в д. Пестрецово Ярославского района Ярославской области в 2016 году возведен индивидуальный жилой дом общей площадью 51,6 кв.м.

П.1 ст. 222 ГК РФ предусматривает, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п.2 той же статьи, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При этом сохранение указанной постройки не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Указанная постройка не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается:

- экспертным заключением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 25 июня 2019 года, согласно которому здание построено без нарушения строительных норм, строение является жилым, все помещения выполнены с применением строительных материалов, соответствующих разрешенным для жилищного строительства, возведенное строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц;

- заключением пожарно-технической экспертизы № 26/141-Э от 21 мая 2019 года, выданным ЯОООООО ВДПО, согласно которому спорный жилой дом возведен в соответствии с требованиями норм и правил пожарной безопасности;

- актом санитарно-эпидемиологической экспертизы № 5121/24 от 30 августа 2019 года, согласно которому возведенный жилой дом соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Суд доверяет заключениям указанных организаций, считает установленным, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

3 октября 2019 года истец обращалась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР с уведомлением о планируемом строительстве. Однако ей было выдано 16 октября 2019 года уведомление о не соответствии в указанном уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, а именно:

- ширина земельного участка с кадастровым номером 19 метров, что менее 20 метров и не соответствует градостроительному регламенту;

- земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне СХ-1 «зона сельскохозяйственных угодий», где не предусмотрено строительство жилых домов;

- к земельному участку с кадастровым номером отсутствует подъезд.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Судом также установлено, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты в установленной форме и надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.В данном случае Генеральным планом установлена функциональная зона сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов (пункт 3.8.2 Положения о территориальном планировании), которая предусматривает, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах черты населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, само по себе установление названной функциональной зоны не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства.

Между тем, суд считает, что градостроительное зонирование в отношении территориальной зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 не отвечает принципу законности и правовой определенности.

Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, частями 1, 9, 10 статьи 35 ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Как указывалось выше, истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> с категорией земель: «земли населенный пунктов», с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее также - Закон о личном подсобном хозяйстве).

В соответствии со статьей 2 Закона о личном подсобном хозяйстве личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта.

В нарушение приведенных норм Правилами землепользования и застройки в градостроительном регламенте зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 к основным видам и параметрам разрешенного строительства отнесены ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Между тем, участок расположен в границах населенного пункта, вид его разрешенного использования предполагает возведение жилого дома.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) предполагает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.2; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Как следует из представленных планов, возведенный истцом жилой дом расположен с соблюдением необходимых отступов от границ земельного участка.

Согласно акту осмотра земельного участка Администрации Заволжского сельского поселения ЯМР от 2 июля 2020 года подъезд к земельному участку с кадастровым номером осуществляется по накатанной дороге.

Оснований не доверять представленным истцом доказательствам у суда не имеется, принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов (п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ) не нарушается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Вороновой Ольгой Викторовной право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> с категорией земель: «земли населенный пунктов», с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с техническим паспортом, выполненным Ярославским отделением Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ 28 мая 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца.

Судья Ю.М. Маханько

2-691/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронова Ольга Викторовна
Ответчики
Администрация ЯМР ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Маханько Ю.М.
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
27.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Предварительное судебное заседание
05.06.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Предварительное судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
12.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее