Решение по делу № 2а-2101/2020 от 21.07.2020

Дело № 2а-2101/20

64RS0044-01-2020-002976-10

Решение

Именем Российской Федерации

19 августа 2020 года г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Московских Н.Г.,

при секретаре Стружкиной К.Д.,

с участием административного истца Зиброва Е.С.,

представителя административных ответчиков Горбачевой И.Ю.,

представителя заинтересованного лица Фунина Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиброва Евгения Сергеевича к призывной комиссии Заводского и Октябрьского районов города Саратова, военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области об оспаривании решения призывной комиссии и возложении обязанности,

установил:

Зибров Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Заводского и Октябрьского районов города Саратова, военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области об оспаривании решения призывной комиссии и возложении обязанности.

В обоснование требований административный истец указал, что Зибров Е.С. состоит на воинском учете в Военном комиссариате Заводского и Октябрьского районов г. Саратова. В период с 13 октября 2009 по 20 октября 2009 года он проходил лечение в <данные изъяты>, в связи с чем мне была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. В период с 29 августа 2011 года по 28 июля 2017 года он содержался в местах лишения свободы. С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент, за исключением времени, когда он содержался в местах лишения свободы, проживал и продолжает проживать по адресу регистрации. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста он каких бы то ни было повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал. 13 июля 2020 года призывной комиссией Заводского и Октябрьского районов г. Саратова в отношении административного истца вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас. С решением (заключением) призывной комиссии Зибров Е.С. не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.

    В судебном заседании административный истец Зибров Е.С. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме.

    Представитель административных ответчиков Горбачева И.Ю. с иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Фунин Н.С. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, а также призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1).

Прохождение военной службы по призыву является основной формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пункт 1); в то же время на военную службу не призываются граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2).

Как следует из материалов дела, Зибров Е.С.., состоит на учете в отделе военного комиссариата Заводского и Октябрьского районов г. Саратова Саратовской области.

Судом установлено, Зибров Е.С. в период с 29 августа 2011 года по 28 июля 2017 года содержался в местах лишения свободы.

13 июля 2020 года решением призывной комиссии по Заводскому и Октябрьскому районам города Саратова Саратовской области Зибров Е.С. признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований

С указанным решение Зибров Е.С. не согласен, ввиду того, что, по его мнению, не установлены факты наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им конституционной обязанности по защите Отечества.

Основания освобождения граждан от призыва на военную службу определены в статье 23 названного Федерального закона, которая: предусматривает круг лиц, освобождающихся от призыва на военную службу в обязательном порядке (т.е. признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящих или прошедших военную службу в Российской Федерации; проходящих или прошедших альтернативную гражданскую службу; прошедших военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации) (пункт 1); закрепляет категории граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военную службу (пункт 2); устанавливает круг лиц, которые не подлежат призыву на военную службу (отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; лица, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд) (пункт 3); обозначает лиц, освобожденных от исполнения воинской обязанности, а именно граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья (пункт 4).

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 указанного Федерального закона).

Определяя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 1.1 статьи 28) и конкретизирующее его Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусматривают, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с приведенными нормативными положениями гражданин, не прошедший военную службу по призыву в связи с тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершенное им преступление и имел неснятую или непогашенную судимость, относится к категории лиц, в отношении которых призывная комиссия выносит заключение о непрохождении военной службы по призыву без наличия на то законных оснований.

Отбытие наказания в виде лишения свободы и наличие неснятой и непогашенной судимости за совершение преступления, будучи обусловленными осознанным противоправным поведением самого гражданина, факт которого подтвержден приговором суда, не могут быть поставлены в один ряд с обстоятельствами, которые в соответствии с указанным Федеральным законом в силу своего объективного, уважительного и социально значимого характера служат законным основанием непрохождения гражданином военной службы по призыву и, следовательно, рассматриваются как конституционно совместимые с всеобщим характером конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Признание федеральным законодателем гражданина, отбывающего наказание в виде лишения свободы или имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не подлежащим призыву на военную службу, по существу, означает временный запрет для такого гражданина на исполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества, что объективно обусловлено несовместимостью его правового статуса с прохождением военной службы по призыву и неспособностью на равных с другими гражданами условиях исполнить указанную конституционную обязанность. Установив соответствующий запрет, федеральный законодатель тем самым исполнил лежащую на государстве - и на наличие которой Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, в постановлениях от 17 апреля 2018 года N 15-П и от 22 мая 2018 года N 19-П - конституционную обязанность обеспечить равное, согласующееся с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) положение граждан применительно к исполнению воинской обязанности.

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Зиброва Евгения Сергеевича к призывной комиссии Заводского и Октябрьского районов города Саратова, военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области об оспаривании решения призывной комиссии Заводского и Октябрьского районов города Саратова от 13 июля 2020 года о признании Зиброва Евгения Сергеевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению Зибровым Е.С. возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п.1 ст. 28, абз. 6 п.1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдачи военного билета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Г. Московских

2а-2101/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Зибров Евгений Сергеевич
Ответчики
Призывная комиссия Заводского и Октябрьского районов
Другие
Военкомат Заводского и Октябрьского районов
Суд
Заводской районный суд г. Саратов
Судья
Московских Наталья Германовна
Дело на сайте суда
zavodskoi.sar.sudrf.ru
21.07.2020Регистрация административного искового заявления
21.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2020Подготовка дела (собеседование)
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее