Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя истца помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности установить дорожные знаки,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности установить на 1 км автодороги «Волга-Вурмой-Идагачкасы» Моргаушского района дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» и дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» (примыкание слева), предусмотренные ГОСТ Р 52289-2019, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в Ярабайкасинском сельском поселении Моргаушского района прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики установлено отсутствие на 1 км автодороги <данные изъяты> Моргаушского района дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» (примыкание слева), что создает угрозу жизни и здоровью граждан, участвующих в дорожном движении, а также общества и государства в данной сфере.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Ярабайкасинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, однако нарушения на момент предъявления иска в суд не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаева О.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенном в иске прокурора, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание также не явился, причина неявки суду не известна.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 09.11.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30 ноября 2000 года N 15-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П, вопросы местного значения в силу прямого предписания статьи 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
-принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.10.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из содержания пунктов 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В силу статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к числу полномочий органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
При этом уставом Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики предусмотрено, что к вопросам местного значения данного сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ярабайкасинского сельского поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч.1 ст. 6 Устава).
Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3).
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, который должен обеспечить содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов, в данном случае администрация Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО3 с участием прокурора Читнаевой О.Ю., подтверждается, что на 1 км автодороги Волга-Вурмой-<адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» (примыкание слева). Приложенным фотоматериалом подтверждается отсутствие дорожных знаков.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес и.о. главы администрации Ярабайкасинского сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения в связи с тем, что на 1 км автодороги <данные изъяты> Моргаушского района отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» (примыкание слева), предусмотренные ГОСТ Р 52289-2019.
Администрация Ярабайкасинского сельского поселения по итогам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что установление данных дорожных знаков предусмотрено в 2021 году.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, установлены "ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее -. ГОСТ Р 52289-2019). Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В указанном стандарте использованы нормативные ссылки на иные ГОСТы, в том числе ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52290-2004.
Требования «ГОСТ Р 50597-2017. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
"ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 121-ст) (ред. от 20.12.2019) устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков (далее - знаков), предназначенных для установки на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городских и сельских поселений (далее - дорогах) с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.
Согласно пунктами 5.3.5 - 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019, знаки 2.3.1знаки 2.3.1 - 2.3.7 совместно со знаками 2.4 или 2.5 допускается применять для обозначения отдельных перекрестков вне населенных пунктов, на которых необходимо установить очередность проезда, отличную от очередности проезда перекрестка равнозначных дорог.
Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 перед съездами пересечений дорог в разных уровнях, а также перед примыканиями к дороге с твердым покрытием дорог с грунтовым покрытием, перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в любое время суток.
5.3.6 Знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу предпочтительно в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.
Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13.
Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в любое время суток. Знак 2.4 в этом случае может быть установлен при отсутствии знаков 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 на главной дороге по 5.3.5.
Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за исключением грунтовых дорог, на расстоянии от 150 до 300 м до перекрестка, если перед перекрестком установлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5.
При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы.
Требования стандартов являются обязательными в силу ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, так как эти положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых работ и необходимости соответствующего финансирования суд считает разумным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установить на 1 км автодороги <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» и дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» (примыкание слева), предусмотренные ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий Т.М. Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.