Решение по делу № 2-439/2020 от 27.02.2020

Дело № 2-439/2020

УИД 11RS0006-01-2020-000324-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи С.Г. Волковой,

при помощнике судьи Г.М. Хуснутдиновой,

25 мая 2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми дело по исковому заявлению Перова Н. А., Перовой Н. В., действующих также в интересах к Администрации МО ГО «Усинск» об обязании заключить с Перовым Н.А. договор социального найма с включением членов семьи,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании заключить с Перовым Н.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с включением членов семьи нанимателя – Перовой Н.В., указывая в обоснование требований, что на основании постановления администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. Перову Н.А. по ордеру на право занятия жилого помещения в общежитии было предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: ..., с указанной даты и до настоящего времени истец проживает в указанном жилом помещении, также в нем проживают члены семьи Перова Н.А. - супруга Перова Н.В. и Каких-либо жилых помещений на праве собственности либо на ином основании Перов Н.А. и члены его семьи не имеют. На обращение Перова Н.А. к ответчику о заключении договора социального найма на жилое помещение, ему было отказано по причине того, что он не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данный отказ истцы полагают незаконным, поскольку обладают правом пользования жилым помещением, были вселены в него в установленном законом порядке, жилое помещение является единственным местом жительства для всех истцов, они все проживают в спорном жилом помещении, используют его по назначению и поддерживают в надлежащем состоянии, в связи с чем, между всеми истцами и ответчиком сложились отношения, основанные на договоре социального найма жилого помещения. В связи с изложенными обстоятельствами, на основании положений ст. 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР, ст. ст. 1, 3, 60, 63, 67, 70 Жилищного кодекса РФ, истцами предъявлены требования к ответчику об обязании заключить с Перовым Н.А. договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, с включением членов семьи.

В судебное заседание истцы, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились, согласно заявлений, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца Перова Н.А.Борисов В.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам, приеденным в обоснование иска, также пояснил, что целью обращения истцов в суд является последующая приватизация жилого помещения, что невозможно без заключения договора социального найма. Между сторонами фактически сложились отношения по договору социального найма, необходимо их узаконить, на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях истец не встает, поскольку такое право дается один раз и он хочет реализовать свою льготу при покупке другого жилья.

Представитель ответчика Веремчук В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, согласно которому жилое помещение по адресу: ... находится в собственности администрации МО ГО «Усинск», постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. указанное жилое помещение признано общежитием, разрешено использование общественной организации «Союз ветеранов Афганистана», истцу Перову Н.А., по ходатайству ОО «Союз ветеранов Афганистана» был выдан ордер от дд.мм.гггг. на право занятия жилой площади в служебном общежитии на состав семьи 1 человек, в комнате , ..., договор служебного найма между Перовым Н.А. и администрацией МО ГО «Усинск», не заключался. дд.мм.гггг. Перову Н.А. было выдано удостоверение о наличии прав льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», однако, по данным отдела по учету, распределению жилья и переселению администрации МО ГО «Усинск» Перов Н.А. не состоял и не состоит на учете граждан на получение социальной выплаты на строительство и приобретение жилья для улучшения жилищных условий в категории «инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий». При этом ветераны боевых действий, при условии, что они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до дд.мм.гггг., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, ветераны, вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с Жилищным законодательством (ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 16 Закона «О ветеранах», определение Конституционного суда РФ от 04.02.2014 № 236-О).

Также по данным отдела по учету, распределению жилья и переселению администрации МО ГО «Усинск» Перов Н.А. и члены его семьи не состояли и не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Перов Н.А. обращался в администрацию МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. о снятии с жилого помещения статуса «служебное», решением жилищной комиссии от дд.мм.гггг. Перову Н.А. отказано в снятии статуса служебности с жилого помещения и предложено встать на учет на получение социальной выплаты или на получение или строительство жилья со льготой «участник боевых действий».

дд.мм.гггг. Перов Н.А. повторно обращался по вопросу заключения с ним договора социального найма на спорное жилое помещение, с включением членов семьи, в чем ему дд.мм.гггг. было отказано с разъяснением порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма.

На основании ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Признание граждан малоимущими в администрации МО ГО «Усинска» осуществляет отдел организации здравоохранения и социальной защиты. Принятие на учет граждан осуществляется в порядке ст. 52 Жилищного кодекса РФ и носит заявительный характер, оснований для заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: ..., не имеется.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: ... является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности, постановлением главы администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. ... признана общежитием с разрешением использования общественной организации «Союз ветеранов Афганистана».

дд.мм.гггг. Перову Н.А., по ходатайству ОО «Союз ветеранов Афганистана» выдан ордер на право занятия жилой площади в общежитии по адресу: ... на состав семьи – 1 человек.

Согласно копии поквартирной карточки, в настоящее время в жилом помещении зарегистрированы по месту жительства истец Перов Н.А. и члены его семьи Перова Н.В.,

По сведениям отдела по учету, распределению жилья и переселению Администрации МО ГО «Усинск» Перов Н.А. и члены его семьи не состоят и никогда не состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, что подтвердил в судебном заседании и представитель истца Перова Н.А.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, в письменной форме на основании решения органа государственной власти о предоставлении жилого помещения (ч. 2 ст. 60, ст. 63 Жилищного кодекса РФ).

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).

По смыслу указанных положений Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органом местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом Жилищным кодексом РФ, в частности ст.ст. 49,57 предусмотрены определенные категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.

На момент предоставления жилого помещения Перову Н.А. жилого помещения действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР.

    Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

    Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были установлены ст. 29 Жилищного кодекса РФ, к их числу были отнесены:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

    Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений (ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР).

В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

    Порядок предоставления служебных жилых помещений устанавливался ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, так, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст. 106 Жилищного кодекса РСФСР).

    Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.

В соответствии с п. 10 примерного положения об общежитиях и предоставлении жилой площади в общежитии, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328 жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.

Действующий в настоящее время Жилищный кодекс РФ относит служебные жилые помещения к специализированному жилищному фонду (ст. 92 ЖК РФ) и содержит, аналогичные по сути, Жилищному кодексу РСФСР положения о назначении служебных жилых помещений - для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).

Основанием для предоставления жилых помещений в домах государственного или общественного жилищного фонда (ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР) являлось решение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов, на основании которого гражданину выдавался ордер, являвшийся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение предоставлялось Перову Н.А. по ходатайству ОО «Союз ветеранов Афганистана» на основании ордера от 19.09.2002г. на право занятия жилой площади в общежитии, доказательств, свидетельствующих об ином порядке предоставления Перову Н.А. жилого помещения, не установлено.

Решение о предоставлении жилого помещения Перову Н.А. в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном ст.ст. 28, 29, 33, 47 Жилищного кодекса РСФСР не принималось, Перов Н.А. не состоял ранее и не состоит сейчас на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, не мог претендовать на предоставление ему жилого помещения государственного или общественного жилищного фонда в порядке предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР и по этой же причине не может претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Нарушение требований жилищного законодательства при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными, то есть расторжении действующего в настоящее время договора.

При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении гражданами право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Перова Н. А., Перовой Н. В., действующих также в интересах к Администрации МО ГО «Усинск» об обязании заключить с Перовым Н.А. договор социального найма с включением членов семьи удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Перова Н. А., Перовой Н. В., действующих также в интересах к Администрации МО ГО «Усинск» об обязании заключить с Перовым Н.А. договор социального найма с включением членов семьи – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года.

Председательствующий –                 С.Г. Волкова

2-439/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Перова Наталия Викторовна
Перов Иван Николаевич
Перов Назар Николаевич
Перов Николай Александрович
Ответчики
Администрация МО ГО "Усинск"
Другие
Борисов Владимир Генрихович
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Волкова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
12.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее