УИД 11RS0001-01-2021-002493-35 Дело № 12-431/2021
РЕШЕНИЕ
22 апреля 2021 года город Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.,
С участием представителя административного органа Балыгиной Т.А., действующей на основании доверенности от 05.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Овчарова ФИО5 на постановление должностного лица Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми Ионайтене Л.Г. от 02.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.13 ч.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ
Постановлением должностного лица Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми Ионайтене Л.Г. от 02.02.2021, Овчаров А.Е., как руководитель ООО «Стандарт-2», признан виновны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Овчаров А.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на его незаконность. В обоснование жалобы указав, что последним рабочим днем его в качестве генерального директора следует считать именно 25.10.2020.Административным органом ошибочно установлен его период работы в ООО «СТАНДАРТ-2», что привело к неверному определению сумм и сроков просрочки обязательных платежей Общества. В связи, с чем требования административного органа свыше 25.10.202 рассматриваться не должны ввиду отсутствия после этой даты полномочий как исполнительного органа Общества. Он был принят в должность генерального директора ООО «СТАНДАРТ-2» с целью развития Общества, преодоления временного кризиса. Деятельность Общества развивалась, преодолевая временные затруднения, а иных кредиторов, кроме налогового органа, в период полномочий в качестве гендиректора не имелось. В связи с чем на подачу заявления о признании Общества банкротом ввиду недостаточности имущества должника также не имелось.
В судебном заседании представитель административного органа с доводами жалобы не согласилась, указав на законное привлечение ФИО4 к административной ответственности.
Заявитель участия не принял, извещен надлежащим образом, представив заявление об отложении дела слушанием в виду проживания в другом регионе и загруженности на работе. Оснований для удовлетворения ходатайства суд не находит.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В силу части 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в частности, в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
При этом под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; а под неплатежеспособностью - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное (статья 2 указанного закона). При этом в Законе о банкротстве не содержится указания на необходимость достоверного установления факта наличия неплатежеспособности или недостаточности имущества должника, достаточно лишь наличия признаков этих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено указанным Законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве определено, что требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Из изложенного следует, что юридическое лицо, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее трехсот тысяч рублей, может быть признано несостоятельным (банкротом).
Как следует из материалов дела, ООО «Стандарт-2» не исполнена обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет в течение трех месяцев с даты, установленного срока уплаты по расчетам по страховым взносам за 2019 -2020 годы, что отвечает признакам неплатежеспособности и свидетельствует о неспособности юридического лица исполнить указанную обязанность.
По состоянию на 28.12.2020 общая задолженность ООО «Стандарт-2» по платежам в бюджет составляет - 40 272 025,65 руб., в том числе по налогам - 36 462 685,70 руб.
Просроченная свыше трех месяцев задолженность по платежам в бюджет (без учета пени, штрафов) составляет 13 295 151,82 руб. в том числе:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.20 17 за полугодие 2019 и 9 месяцев 2020 - 2 022 7081 руб.;
по страховым взносам на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 г. за 1 квартал 2019, полугодие 2019 месяцев 2019, за 2019 год, 1 квартал 2020, полугодие 2020,9 месяцев 2020-4264 184,20 руб.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 г. за 9 месяцев 2019 г.- 733 275,71 руб.;
по страховым взносам в ПФР на выплату страховой пенсии по доп.тарифу, не зависящему от результатов спец.оценки условий труда за лиц, занятых на видах работ согласно п.2-18 ч.1 ст.30 № 400- за 1 квартал 2020, полугодие 2020, 9 месяцев 2020-39 122,73 руб.;
по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ за 2 квартал 2016 года, 1 и 2 кварталы 2020г.- 6 235 866,37 руб.
Данная задолженность возникла в связи неуплатой налоговых обязательств по результат выездной налоговой проверки, на основании решения ИФНС России по г. Усинску Республики Коми № 09-12/2 от 18.02.2020, а также в связи с задолженностью по налогам (взносам) за 20 год, 1 квартал 2020, полугодие 2020 и 9 месяцев 2020 года по налоговым декларациям, представленным Обществом в 2020 году.
Решение по выездной проверки № 09-12/2 от 18.02.2020 ООО «СТАНДАРТ-2» обжаловалось в части доначисления суммы НДС в размере 10 231 893 руб. (по основному долгу). Решением А29-6184/2020 от 02.10.2020 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В связи с наличием неисполненной обязанности по уплате налогов, срок уплаты которой приходится на 2020 год инспекцией на основании ст.69 Налогового кодекса РФ в адрес должника направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 11094 от 23.10.20 № 11789 от 12.11.2020, № 10693 от 02.10.2020, № 11259 от 05.11.2020, № 10613 от 25.09.2020, 10807 от 09.10.2020, № 10483 от 18.09.2020, № 5271 от 09.03.2020, № 10078 от 28.08.2020, 9472 от 12.07.2020, № 9830 от 07.08.2020.
Поскольку налогоплательщиком добровольно не исполнена обязанность в указанные сроки по требованию, налоговым органом в соответствии со ст.46 Налогового кодекса РФ вынесены решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Поскольку требования о добровольном погашении недоимки в установленные сроки налогоплательщиком не исполнены, а также, в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете, налоговый орган в соответствии со ст.47 Налогового кодекса РФ принял решения и соответствующие постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика должника № 1106002208 от 11.12.2020, № 1106002207 от 10.12.2020, 1106002202 от 01.12.2020, № 1106002174 от 24.11.2020, № 1106002146 от 10.11.2020, 1106002084 от 20.10.2020, № 1106002064 от 07.10.2020.
Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.
После наступления срока уплаты налоговых обязательств (срок для добровольной уплаты которых приходится на 2020 год) -17.02.2020, задолженность ООО «Стандарт-2» по основному долгу превысила 300 000,00 руб. и составила 487 411,79 руб.
В соответствии со ст.2 Закона о банкротстве недостаточность имущества - это превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника стоимостью имущества (активов) должника.
Неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве установлено, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражных суд в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Таким образом, ООО «Стандарт-2» не исполнена обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет в течение трех месяцев с даты, установленного срока уплаты по страховым взносам за 1 квартал 2020 (17.02.2020), что отвечает признакам неплатежеспособности и свидетельствует о неспособности юридического лица исполнить указанную обязанность.
В связи с наличием у ООО «Стандарт-2» признаков неплатежеспособности, у его руководителя возникла предусмотренная ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанность обратиться с заявлением должника в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в период с 18.05.2020 по 18.06.2020.
Частью 1 статья 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту - Закон о бухгалтерском учете) установлено, что ведение бухгалтерского учета на хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, в том числе отражать признаки неплатежеспособности (несостоятельности) (часть 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 2 Постановления пленума ВАС РФ №62, лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган директор, генеральный директор и т.д.), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК РФ).
Из положений части 1 статьи 7, части 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете следует, что при смене лица, выполняющего функции исполнительного органа юридического лица, на нового руководителя возлагается обязанность по организации ведения бухгалтерского учета, а соответствующая отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении данного юридического лица, в том числе о наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
Таким образом, в случае, если предыдущим руководителем юридического лица не исполнена обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве, указанная обязанность возлагается на вновь назначенного руководителя.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Согласно сведениям ЕГРН руководителем ООО «Стандарт-2» с 11.08.2020 назначен Овчаров ФИО6, ИНН ..., следовательно, заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств, то есть не позднее ** ** **.
В нарушение ст. 9 Закона о банкротстве руководитель ООО «Стандарт-2» Овчаров А.Е. в Арбитражный суд с заявлением не обратился.
Указанные обстоятельства послужили основанием о признания Овчарова А.Е. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Овчарова А.Е. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Поскольку с даты 11.08.2020 назначения Овчарова А.Е. руководителем ООО «Стандарт-2», последним не позднее 12.09.2020 заявление в арбитражный суд в сроки не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств, не было направлено, налоговые органы правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Овчарова А.Е. состава и вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностных лиц, а несогласие заявителя жалобы с оспариваемым актом не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для его отмены.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Довод Овчарова А.Е. о том, что административным органом ошибочно установлен период работы его в качестве руководителя ОО «Стандарт-2» судом во внимание не принимается, поскольку согласно документам, представленным для проведения регистрационных действий, Овчаров А.Е. являлся руководителем ООО «СТАНДАРТ-2» с 11.08.2020 по 22.12.2020. С заявлением о недостоверности записей в ЕРГЮЛ ни руководитель ООО «Стандарт-2», ни иные лица не обращались.
В соответствии с абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в едином государственном реестре юридических лиц в том числе содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Сообщить о смене директора юридическому лицу следует в течение трех дней в налоговый орган для внесения необходимых изменений в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в налоговый орган представляется заявление по форме № Р14001.
В материалах дела имеется заявление от 04.08.2020 по форме № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, подписанное Овчаровым А.Е., заверенное нотариально; заявление по форме № Р13014 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, заверенное нотариально 11.12.2020; копия протокола № 0912/2020 внеочередного общего собрания участников ООО «Стандарт-2» от 11.12.2020. При этом, приказы, протоколы при назначении директоров на должность могут не представляться в регистрирующий орган, поскольку Закон такой обязанности не устанавливает. Полномочия таких физических лиц проверяет нотариус, удостоверяющий их подпись на заявлении.
Доводы заявителя о принятии после назначения руководителем Общества мер по обеспечению финансовой стабильности и ее выявление в отношении Общества, не может служить основанием для признания, что в действиях Овчарова А.Е. отсутствует состав вменяемого противоправного деяния. Поскольку вина Овчарова А.Е. заключается в том, что он, как руководитель Общества, в случае осуществления своих полномочия добросовестно и разумно, обладая информацией о налоговой задолженности возглавляемым им предприятием, мог и должен был объективно определить наличие оснований для обращения в суд с заявлением о признании Общества банкротом.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным, оснований для отмены не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статей 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ
Постановление должностного лица Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми Ионайтене Л.Г. от 02.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.13 ч.5 КоАП РФ в отношении Овчарова ФИО7 оставить без изменения, жалобу Овчарова А.Е. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения либо получения копии решения.
Судья А.П. Леконцев