Уникальный идентификатор дела 11RS0008-01-2023-001754-70
Дело № 12-55/2023
Р Е Ш Е Н И Е
город Сосногорск Республика Коми 15 сентября 2023 год
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Аксютко Е.В., при секретаре Груздевой Н.Г., представителя юридического лица Лаевской К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности юридического лица ПАО «Россети Северо-Запад» в лице филиала в Республике Коми Оботуровой Л.Д. на постановление заместителя начальника ОСП по г.Сосногорску УФССП России по РК Сарминой Е.А. от 24 апреля 2023 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г.Сосногорску УФССП по Республике Коми Сарминой Е.А. по делу об административном правонарушении № от 24 апреля 2023 года юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Оботурова Л.Д., обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить вынесенное постановление. В обоснование жалобы указав, что согласно решению суда, Общество обязано в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков (горючих материалов) на лесных участках, расположенных в кварталах 250, 244 Усть-Ухтинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» вдоль охранной зоны ВЛ 110 кВ ПС «Ухта-220»; в кварталах 242, 240, 233, 223 Усть-Ухтинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» вдоль охранной зоны ВЛ 35 кВ №6/7 ПС «Ухта-220»; в квартале 214 Усть-Ухтинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» вдоль охранной зоны ВЛ 110 кВ №115/156 СТЭЦ-ПС НПС. В 2021 году на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Республики Коми в ОСП по г.Сосногорску было возбуждено исполнительное производство. Обществу предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 30 сентября 2021 года. 16 ноября 2021 года решение суда было частично исполнено. После взыскания исполнительского сбора (10 декабря 2021 года) судебным приставом Обществу установлен срок исполнения решения суда – 13 января 2022 года. Однако, в связи с зимним периодом и снежным покровом выполнение работ было невозможно, о чем было уведомлено ОСП по городу Сосногорску 15 февраля 2022 года. Исполнение решения суда в части уборки порубочных остатков требует финансирования, а также осуществления процедур в соответствии с ФЗ №223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при этом в 2022 году потенциальных подрядчиков для выполнения работ не было. 15 июня 2022 года Обществу предоставлен новый срок до 01 июля 2022 года. 07 июня 2023 года Обществом заключен договор с ИП «Кузнецов А.В.», согласно которому окончание работ по договору запланировано на начало августа. Однако, 24 апреля 2023 года Общество было привлечено к ответственности, установленной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Указано, что длительное неисполнение решения суда вызвано изменением законодательства, недостаточным финансированием, отдаленностью линий электропередач от населенных пунктов и дорог, труднодоступностью лесных участков для специализированной техники (болота, реки), коротким бесснежным периодом, запретом на проведение работ в пожароопасный период.
В связи с изложенным представитель юридического лица просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, либо в связи с истечением срока давности, поскольку требованием судебного пристава-исполнителя предоставлялся срок для исполнения решения суда до 01 июля 2022 года.
В судебном заседании представитель юридического лица на доводах жалобы настаивала, дополнила, что на данный момент требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Должностные лица ОСП по г.Сосногорску в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Суд, заслушав участвующих при рассмотрении жалобы лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении №, материалы исполнительного производства №, изучив доводы жалобы и приложенные к ней документы, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, что определено положениями ст. 1.2 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу положений статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст. 13 ГПК РФ, ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяется Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве).
В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу положений ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда РК от 20 сентября 2020 года по делу № А29-8693/2020 ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад» - прим.суда) обязано произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков (горючих материалов) на лесных участках, расположенных в кварталах 250, 244 Усть-Ухтинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» вдоль охранной зоны ВЛ 110 кВ ПС «Ухта-220»; в кварталах 242, 240, 233, 223 Усть-Ухтинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» вдоль охранной зоны ВЛ 35 кВ №6/7 ПС «Ухта-220»; в квартале 214 Усть-Ухтинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество» вдоль охранной зоны ВЛ 110 кВ №115/156 СТЭЦ-ПС НПС.
Решение суда вступило в законную силу 21 октября 2020 года, для принудительного исполнения выдан исполнительный лист, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Сосногорску возбуждено исполнительное производство №, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований решения суда.
16 ноября 2021 года решение суда частично исполнено.
В связи с неисполнением исполнительного документа Обществом в установленный срок, судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Сосногорску на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительным неисполнением решения суда Обществу вынесено требование об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ требованием для исполнения решения суда установлен новый срок – до ДД.ММ.ГГГГ. К указанному сроку требования исполнительного документа исполнены юридическим лицом частично.
В установленный срок информация об исполнении решения суда в ОСП по г.Сосногорску не поступила, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Сосногорску Дроженко Л.И. в отношении юридического лица ПАО «Россети Северо-Запад» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Сарминой Е.А. от 24 апреля 2023 года Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Таким образом, собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что ПАО «Россети Северо-Запад», ответственное за исполнение решения суда, имея возможность исполнить его, в установленный законом срок этого не сделало, за что судебным приставом-исполнителем был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Однако после взыскания указанного сбора, будучи ответственным юридическим лицом, ПАО «Россети Северо-Запад» продолжило уклоняться от его исполнения. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом в установленном административным законом порядке (ст.28.2 КоАП РФ)
Вышеуказанный протокол об административном правонарушении полностью согласуется с иными доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно: копией исполнительного листа № А29-8693/2020 от ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; копиями требований, которыми устанавливались сроки для добровольного исполнения решения суда; копией постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей; а также иными материалами, исследованными в ходе судебного заседания.
Все доказательства по данному делу об административном правонарушении получены в установленном законом порядке, согласуются между собой и являются допустимыми.
Ссылка в жалобе на невозможность исполнения решения суда ввиду отсутствия финансирования, изменения законодательства, отдаленности линий электропередач от населенных пунктов и дорог, труднодоступности лесных участков для специализированной техники (болота, реки), короткого бесснежного периода, запрета на проведение работ в пожароопасный период, несостоятельна, поскольку решением суда именно ПАО «Россети Северо-Запада» обязано совершить действия по очистке мест рубок от порубочных остатков (горючих материалов).
При этом суд отмечает, что решение суда не исполнено в полном объеме с 2021 года, доказательств принятия всех возможных мер по исполнению решения в установленные сроки суду не представлено, допущенное нарушение существенно нарушает права граждан, поскольку затрагивает в том числе, экологическую безопасность населения.
Объективных данных, указывающих на отсутствие у указанного юридического лица возможности к принятию всех своевременных, необходимых и достаточных мер к исполнению, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Довод представителя Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности также не нашел своего подтверждения.
Так, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, составляет один год (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношение которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения»).
Поскольку требованием судебного пристава-исполнителя от 15.06.2022 ПАО «Россети Северо-Запада» был предоставлен срок исполнения решения суда до 01 июля 2022 года, срок давности подлежит исчислению с 01 июля 2022 года и составляет один год, который не истек ко времени привлечения к административной ответственности. Суд принимает во внимание, что требования исполнительного документа в полном объеме не были выполнены не только к 01.07.2022, но и до августа 2023 года.
Постановление от 24 апреля 2023 года, вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г.Сосногорску ФССП России по Республике Коми Сарминой Е.А., отвечает всем требованиям, установленным ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, исходя из характера совершенного правонарушения, не находит оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным, поскольку указанное правонарушение посягает на институт государственной власти.
Доводы жалобы в части признания совершенного правонарушения малозначительным, также не нашли своего подтверждения и подлежат отклонению.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, у суда не имеется. Обстоятельства, на основании которых юридическое лицо привлечено к административной ответственности, доказаны, и с учетом требований относимости и допустимости, не опровергнуты. Оснований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих изменение или отмену постановления, не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции статьи, чрезмерно суровым либо чрезмерно мягким не является.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, и влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление № № от 24 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сосногорску УФССП по Республике Коми Сарминой Е.А., о привлечении юридического лица – ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица Оботуровой Л.Д. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Судья Е.В. Аксютко