Решение по делу № 2-161/2016 от 31.12.2015

Дело № 2-161/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2015 года г. Унеча

Унечский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.

при секретаре Марченко Г.В.

с участием истца Ращинского С.П., представителей ответчика администрации Унечского района Брянской области Левдик А.В., Пилипушко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакатуро В.Е., Ращинского С.П., действующего в своих интересах и по нотариально удостоверенной доверенности в интересах Ращинской И.С., к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, о восстановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях, о выдаче ходатайств о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Бакатуро В.Е., Ращинский С.П., действующий в своих интересах и, по нотариально удостоверенной доверенности в интересах Ращинской И.С., обратились в суд с иском к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ года о снятии с жилищного учета, о восстановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях, о выдаче ходатайств о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Свои требования мотивировали тем, что состояли с 30 ноября 1990 года в льготной очереди как многодетная семья, однако ответчик незаконно 26 марта 2015 года снял их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что Ращинскому С.П. от органа местного самоуправления был предоставлен земельный участок под строительство жилого дома.

Полагают, что данное распоряжение было принято ответчиком вопреки действующему законодательству и они имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также имеют право на выдачу ходатайства о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» ( 2014-2020 год).

В судебном заседании истец Ращинский С.П. поддержал заявленные требования.

Бакатуро В.Е. в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство в письменной форме о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя Ращинского С.П., исковые требования поддержала.

Ращинская И.С. в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство в письменной форме о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя Ращинского С.П.,исковые требования поддержала.

В судебном заседании представители ответчика - администрации Унечского района Брянской области Левдик А.В., Пилипушко М.А. исковые требования не признали.

Представитель третьего лица Красновичской сельской администрации Красновичского сельского поселения в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Автономной некоммерческой организации «Брянский областной жилищный фонд» в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, допросив специалиста ФИО12 изучив материалы гражданского дела, материалы учетных дел, суд пришел к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05 мая 1992 года "О мерах социальной поддержки многодетных семей" на Правительство республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возложена обязанность по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке.

На основании протокола от 30 ноября 1990 года заседания жилищной комиссии при горисполкоме г. Унеча Брянской области Ращинский С.П. с членами семьи поставлен на учет нуждающихся как многодетная семья.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, Ращинский С.П. как поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

На основании Постановления Администрации г. Унеча Брянской области № 447 от 9 сентября 1992 года, договора от 25 сентября 1995 года Ращинскому С.П. был предоставлен в аренду с правом последующего выкупа земельный участок площадью <данные изъяты>. м по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.

На основании Распоряжения Администрации города Унеча Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ этот земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> был предоставлен Ращинскому С.П. в собственность бесплатно.

Согласно постановлению администрации Унечского района от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о жилищной комиссии при администрации Унечского района и ее персонального состава" в полномочия жилищной комиссии входит рассмотрение и принятие решения по вопросу признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью дальнейшего участия в федеральных, областных и муниципальных программах.

Ращинский С.П. обратился к ответчику с заявлением о выдаче ходатайства о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области" ( 2014-2020 годы).

Заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии Администрации Унечского района, о чем составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого комиссией решено снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Ращинского С.П. в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ п. "д" ст. 9 Закона Брянской области № 37-з от 9 июня 2006 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области", а именно: предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей. Кроме этого решено вопрос о предоставлении ходатайства о признании Ращинского С.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий отложить.

В соответствии с Распоряжением Администрации Унечского района Брянской области -р от ДД.ММ.ГГГГ Ращинский С.П. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Однако не конкретизировано кем предоставлен земельный участок : органом государственной власти или все-таки органом местного самоуправления.

Вопрос о предоставлении ходатайства о признании Ращинского С.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий, который был отложен на заседании жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, рассматривался на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, вновь рассмотрение вопроса отложено, однако в последующем на заседании жилищной комиссии не рассматривался, протокола не имеется.

Помимо этого Федеральный закон от 05.06.2012 N 55-ФЗ "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации" ( начало действия документа 7.06.2012 года) отменил ранее действующую норму о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семей с тремя и более детьми, получивших земельный участок для строительства жилого дома.

До принятия этого Закона многодетные семьи, получившие земельный участок бесплатно, снимались с такого учета. В настоящее время предоставление малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка перестало быть основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Как установлено судом, основанием для снятия Ращинского С.П. с учета послужило то обстоятельство, что Ращинскому С.П. предоставлен земельный участок для строительства жилого дома.

Между тем, ответчиком Распоряжение в части утраты семьей Ращинских статуса многодетной не издавалось.

Ращинский С.П. и члены его семьи о времени и дате проведения заседаний жилищной комиссии не уведомлялись, хотя письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщал истцу, что о времени и дате проведения заседания жилищной комиссии он будет уведомлен дополнительно.

Согласно раздела 111 Положения о жилищной комиссии при администрации Унечского района, утвержденной постановлением администрации района от 4 декабря 2014 года № 203, при осуществлении полномочий жилищная комиссия вправе: запрашивать и получать в установленном порядке от граждан и организаций документы, подтверждающие обоснованность требований, изложенных в обращении; проводить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставляемых гражданами и организациями.

В соответствии с п.4.2 раздела 4 Порядка предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области ( 2014-2020 годы) участник подпрограммы с указанными в п. 4.1 Порядка документами обращается в комиссию органа местного самоуправления муниципального образования по месту своего жительства (регистрации), которая по результатам их рассмотрения направляет региональному оператору вышеуказанные документы и ходатайство о предоставлении субсидии с информацией о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Полномочия от сельских администрацией по рассмотрению и принятию решения по вопросу признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью дальнейшего участия в федеральных, областных и муниципальных программах передано в Администрацию Унечского района.

Ответчик ненадлежащим образом проверил наличие или отсутствие всех оснований для снятия Ращинского С.П. с учета, в том числе и пригодность для проживания помещения, в котором проживает Ращинский С.П. и члены его семьи, пригодность для проживания иных помещений, где зарегистрирован Ращинский и члены его семьи. Не проверил где фактически проживает Ращинский С.П., Бакатуро В.Е., Ращинская И.С., так как предоставленные документы, имеющиеся в материалах учетного дела, содержали противоречивую информацию.

Не отобраны объяснения у Ращинского С.П. и членов его семьи о наличии наследственного имущества, не проверено отнесено ли это имущество к выморочному имуществу, и в связи с чем не приняты меры к отнесению имущества ( в д. <адрес> и в <адрес> ) к выморочному.

Не проверен состав семьи Ращинского С.П.

Большинство запросов ответчик направил уже после издания оспариваемого распоряжения и обращения истцов в суд.

Доказательств осуществления подобной проверки суду ответчиком не предоставлено.

Стороной ответчика не предоставлено доказательств того, что ответчик требовал у истцов предоставления дополнительных документов.

Не проверен уровень обеспеченности Ращинских жилыми помещениями.

Не обследованы жилищные условия Ращинского С.П. и членов его семьи.

Распоряжением Красновичской сельской администрации Красновичского сельского поселения Унечского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Ращинская И.С., как молодой специалист, была принята на учет в качестве нуждающихся.

Не проверены основания постановки на учет, не истребовано учетное дело на Ращинскую И.С., не проверена она по месту регистрации и жительства.

Ответчиком не проверены законность передачи ДД.ММ.ГГГГ учетного дело на имя Ращинской И.С. не в Администрацию Унечского района, а на руки представителю Ращинской И.С., Ращинскому С.П.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением (в частности и жилым домом) признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством РФ органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 47 « Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Согласно ст. 23 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам.

При определении уровня обеспеченности жилым помещением граждан, состоящих на очереди на улучшение жилищных условий не проверены пригодность для проживания и соответствие санитарным строительным нормам и правилам жилых помещений, не проверено подлежат ли ремонту или реконструкции занимаемые помещения и помещения, находящиеся в пользовании у истца и членов его семьи, в которых проживают и зарегистрированы члены семьи.

Не привлечены специалисты для дачи необходимых заключений о возможности проживания в имеющихся жилых помещениях.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и вынесено ответчиком преждевременно.

В силу п. 8 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая, что в силу положений части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями, суд считает, что ответчик должен принять документы и провести работу для рассмотрения вопроса о признании нуждающимися Ращинского ФИО13, Бакатуро ФИО14, Ращинскую ФИО15 в улучшении жилищных условий и рассмотрения вопроса о предоставлении Ращинскому ФИО16, Бакатуро ФИО17, Ращинской ФИО18 соответствующего ходатайства о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области ( 2014 -2020 годы)».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, требование истца Ращинского С.П. о взыскании с ответчика расходов по госпошлине в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов по оплате технических обследований в размере <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению, так как подтверждаются чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, договорами -ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также квитанциями к приходно- кассовым ордерам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение главы администрации Унечского района Брянской области за от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Ращинского С.П. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать администрацию Унечского района Брянской области принять документы и провести работу для рассмотрения вопроса о признании нуждающимися Ращинского С.П., Бакатуро В.Е., Ращинскую И.С. в улучшении жилищных условий и рассмотрения вопроса о предоставлении Ращинскому С.П., Бакатуро В.Е., Ращинской И.С. соответствующего ходатайства о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области ( 2014 -2020 годы)».

Взыскать с Администрации Унечского района Брянской области в пользу Ращинского С.П. судебные расходы по оплате проведения технических обследований <данные изъяты>

Взыскать с Администрации Унечского района Брянской области в пользу Ращинского С.П. расходы по госпошлине в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной редакции принято 20 февраля 2016 года.

Судья Т.Н.Поставнева

2-161/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бокатуро В.Е.
Ращинская И.С.
Ращинский С.П.
Ответчики
Администрация Унечского района
Суд
Унечский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
unechsky.brj.sudrf.ru
31.12.2015Передача материалов судье
31.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2016Судебное заседание
16.02.2016Судебное заседание
16.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее